Сколько существует главных сюжетов в литературе?

Реклама
Грандмастер

Недавно группа американских ученых и их австралийских коллег, проанализировав 1737 литературных сюжетов, пришла к выводу: основных сюжетов в литературе всего шесть. Все остальные являются их переплетениями и дополнениями. В каждом художественном произведении присутствует сюжет, базирующийся на паре «падение и взлет».

Одним из первых такой анализ сделал известный американский писатель Курт Воннегут. Он отобразил в виде двумерных графиков сюжетные линии известных литературных произведений. А прочитанной им на эту тему иронической лекцией восхищается весь пишущий мир.

Итак, основные сюжеты литературных произведений:

1. Rags to riches — переход от плохого к хорошему, соответствующий поговорке «из грязи в князи» (

Реклама
Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»).

2. Riches to rags — первый пункт с точностью до наоборот, от богатства и успеха — в нищету и неизвестность. Это жанр классической трагедии (Уильям Шекспир «Король Лир»).

Реклама

3. Icarus — взлет, затем падение, но падение, ведущее к богатству или славе (легенда об Икаре).

Реклама

4. Oedipus — падение, взлет и снова падение (миф о царе Эдипе).

5. Cinderella — взлет, падение и новый взлет (повествование на основе фольклорного сюжета в сказках Шарля Перро и братьев Гримм «Золушка»).

Реклама

6. Man in a hole — из безвыходного положения либо падения — к выходу или взлету (Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес»).

Реклама

Все принятые к изучению произведения были проанализированы с точки зрения их эмоциональной окраски. Идея состояла в том, что каждому слову ставилось в соответствие число и эмоция, как это делается в социальных сетях: смайлики, фигурки, лайки

Реклама
и т. п. Числа шли по одной оси от нуля в положительную и отрицательную области значений. Более приятный термин ассоциировался с бОльшим положительным числом и наоборот. Нейтральные «кучковались» у нуля.

Эта шкала называется «рейтингом настроений», термин был позаимствован у маркетологов, которые в вопросах оценивания тех или иных продуктов не одну собаку съели.

В зависимости от контекста слово можно классифицировать как позитивное (счастливое) или негативное (печальное). Кроме того оно может быть связано с одним или несколькими из восьми более тонких эмоций, включая такие, как страх, радость, удивление и ожидание. Например, слово «счастливое» является положительным и связано с радостью, доверием и ожиданием приятного. Слово «отменить», соответственно, несет отрицательную окраску и связано с эмоцией гнева.

Реклама

Опуская непонятные многим термины — «краудсорсинг» данных, инфокоммуникационные технологии, попробую объяснить метод на пальцах, точнее, на иллюстрации его применения при анализе хорошо известных художественных произведений.

Пример сюжета № 2. От богатства и успеха — в нищету и неизвестность. Роман «Мадам Бовари», Густав Флобер, 1856.

Реклама

В романе Флобера главная героиня — Эмма Бовари, женщина, разочаровавшаяся в браке, пустившаяся от скуки в любовные и финансовые авантюры, в конце от отчаяния кончает жизнь самоубийством. Скорбящий муж, узнав о многочисленных изменах и долгах супруги, все равно испытывает любовь к ней и умирает от тоски. Осиротевшую дочку отправляют жить с бабушкой, и ей приходится зарабатывать на жизнь тяжелой работой на прядильной фабрике.

Роман Флобера — хрестоматийная трагедия, главные моменты которой располагаются на шкале эмоций так:

Реклама

Другой пример, который может относиться к сюжетам типа 5 и 6 — это знаменитый роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1813).

Реклама

Не буду как в предыдущем случае пересказывать краткую фабулу романа, с которыми все знакомы хотя бы по прекрасным экранизациям. Здесь после нескольких взлетов и падений в конце романа график эмоций устремляется вверх, и мы являемся свидетелями ожидаемого хэппи энда.

Богатую картинку дает и анализ столь популярной у молодежи поттерианы, в частности, книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти».

Приведенный здесь список не претендует на то, чтобы называться универсальным. Но поройтесь в памяти и вспомните сюжет, который не соответствует ни одному из шести базовых, изложенных в статье. Если у читателя этой статьи есть идея, в корне отличающаяся от приведенных шести типов сюжетов или же сочетающая хотя бы три или четыре из них — пишите! Это путь к настоящему литературному успеху.

Реклама