Эверест. Где находится самое высотное кладбище на планете?

Реклама
Грандмастер

Уже несколько десятилетий очень много людей ежегодно пытаются взойти на «Вершину мира». Для организаторов подъема это просто бизнес. А вот те, кто ради возможности на какой-нибудь вечеринке обронить фразу «Когда я поднимался на Эверест, со мной случилось…», лезут на высоту, где невозможно даже дышать без кислородной аппаратуры — они на самом деле рискуют своими жизнями. Суета сует…

Перейти к первой части статьи

Эверест начал собирать со своих покорителей кровавую жатву, когда он еще даже не был покорен.

Первые семеро шерпов погибли во время неудачной английской экспедиции на Джомолунгму в 1922 году. Во время следующей неудачной экспедиции на гору погибли еще четверо, причем из погибших было даже двое белых сагибов — Эндрю Ирвин и Джордж Мэллори.

Далее в экспедициях на Джомолунгму наступил перерыв, за время с 1924 до 1960 годы погибли только двое альпинистов.

Но пришли 60-е с их модой на альпинизм. И началось!

Сначала к подъему относились более-менее серьезно, в год погибало не более 1−2 человек. В конце 60-х инфраструктура походов была налажена, реклама стала устойчиво появляться на ТВ и в СМИ, экспедиции пошли одна за одной.

Реклама

Уже в 1970 году японская экспедиция попала под лавину, от которой погибло шестеро, плюс один из погибших альпинистов — из-за сердечного приступа. Пойти на Эверест со слабым сердцем? Или, может быть, сердце человека, выжившего в лавину, не выдержало, когда он увидел, что внезапно случилось с его товарищами, с которыми он общался совсем недавно?

С 80-х годов по наше время ежегодно при восхождении на гору Эверест гибнут от одного до, скажем, десятка альпинистов-любителей. Если экспедиция попадает под лавину, жертвы насчитывают обычно до десятка, иногда больше. Если лавин в том году не случилось — погибает «всего» несколько человек.

Реклама

Давно налажена инфраструктура, провешены канаты, отмечены тропы. А рядом с тропами лежат трупы. Некоторые из них уже служат ориентирами для новых покорителей Эвереста.

Государство Непал берет деньги за разрешение просто взойти на гору. В зависимости от сезона с человека — от $ 11.000 до $ 2.750.

Можно идти самому, тогда надо лично оплачивать и проезд от аэропорта до горы, и аренду или покупку необходимой кислородной аппаратуры, и услуги команды шерпов, и многое другое. Но можно заплатить за участие в экскурсии, пардон — в экспедиции, от $ 90.000 до… Верхний ценовой предел мне неизвестен, но средняя цена на экспедицию на Эверест с человека — свыше $ 100.000. Писали и о $ 116.000.

Реклама

В Непале эта индустрия кормит очень многих. Полагаю, что ВВП Непала минимум на треть — доходы от экспедиций на Эверест и от их обслуживания.

Подниматься на Эверест без остановок — смертельно опасно даже для абсолютно здоровых людей. Потому экспедиция длится примерно 3 месяца, я прочитал план одного из предложений — там расписаны дела на 59 дней. Акклиматизация на высотах 3700 и 6200 метров. К началу 2-й недели группа должна подняться на высоту 6200 метров и акклиматизироваться. И с этого момента начинается собственно восхождение.

Реклама

Самое страшное начинается после высоты 8000 метров. На этой высоте человек без кислородного оборудования довольно быстро получает отек легких, которые заполняются жидкостью, и умирает от удушья. Здесь люди даже с кислородным оборудованием двигаются с трудом: при движении возникает ощущение, будто ты под водой — такое сопротивление попытке двигаться.

В списке погибших на Эвересте (в Википедии) зарегистрированы все жертвы Джомолунгмы с 1924 года до настоящего времени. Общее жертв подъема на Эверест — свыше 270 человек.

Покорители Вершины Мира откровенно пишут в мемуарах и статьях, как на высоте свыше 8000 метров они проходили мимо обессилевших альпинистов. Те еще были живы, но при этом обречены умереть, ибо никто им не собирался помогать. Кто-то написал даже про героев-журналистов, делавших репортаж о подъеме на Эверест для научно-популярного ТВ канала. Якобы они подошли к умирающей, сделали интервью — и пошли наверх, навстречу подвигу, ибо деньги на восхождение выделили именно для покорения Эвереста, а не для спасения всяких там.

Реклама

Известны случаи, когда некоторые альпинисты плевали на всю ту кучу долларов, что они выложили за восхождение, сходили с маршрута и пытались спуститься вниз в лагерь вместе с найденными по пути обессилевшими альпинистами. Кто-то из них при этом погибал сам. Кто-то не сумел спасти обессилевшую альпинистку и до сих пор помнит, как она говорила не переставая: «Помогите, помогите…». Кому-то удалось спасти человека, приговоренного к смерти равнодушием окружающих, об этом потом даже снимали репортажи.

Реклама

Как же — человек ради спасения неизвестно кого плюнул на кучу своих кровных денег и в шаге от вершины отказался от такого приза! И ради чего? Они же даже не знакомы.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил. Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров». Мико Имаи (в Википедии я его не нашел — видимо, один из отважных покорителей Эвереста).

Кто-то из умерших на пути к вершине сорвался в глубокую расщелину или попал под лавину. Но очень многие просто упали на снег на высоте свыше 8000 метров и умерли от отека легких, когда у них закончился кислород в баллоне. Почти все они лежат там до сих пор. Некоторые даже стали ориентирами для тех, кто идет вверх. И это считается нормальным.

Реклама

Именно в таких местах понимаешь отличие русских от многих других белых, называющих себя жителями Запада, или цивилизованными людьми. Уверен, что даже среди русских нашлись бы те, кто предпочел бы реализацию своей мечты спасению кого-то незнакомого. Но те, кто так поступил — стыдились бы этого поступка. А цивилизованная Европа, похоже, через такое уже переступила.

Реклама