Сегодня никого уже не удивишь поездками на Шри-Ланку, в Южную Африку или Южную Америку. Некоторые так увлеклись путешествиями, что, кажется, соревнуются наперегонки, кто больше тысяч километров намотает за год, кто проедет больше и дальше, в обязательном порядке выкладываясь в Инстаграм или по-старинке украшая стены у себя дома отпускным собой, чтобы потом похвастаться перед гостями.
А между тем откуда в нас такая страсть к заморским путешествиям и такой ли в них положительный прок, в котором все уверены?
За чем мы едем за границу и что выносим оттуда?
Наш человек железобетонно убежден: за границей все лучшее и отдыхать тем лучше, чем дальше от дома. Новые впечатления, заморская еда и ты красивый на «фотках» тамошних красот — три кита, на которых зиждется представление нашего человека об идеальном
Что касается т.н. «культурной программы», то она желательна, но совсем не обязательна. За исключением разного рода культурно-религиозных мифов и легенд для нехитрых туристов и увеселительных аттракционов. Некоторые даже не делают попыток узнавать и познавать очередную страну с правдивой, сложной стороны, выучить пару фраз на местном языке, понять менталитет местного населения. Так как все это требует напряжения мозга, а мозг в отпуске, как известно, должен отдыхать.
Как правило, в межсезонье нам предлагают быстрые «туда-обратно» туры на день-два и на неделю или две в разгар сезона. По принципу «как можно быстрее наесться, напиться и отоспаться, чтоб снова в нелюбимую работу впрячься». А что можно увидеть, познать за день-два, проезжая по городам и весям на туристическом автобусе или даже за неделю-другую, валяясь на пляже и у себя в номере?
Одни мои знакомые ездили в Париж на полтора дня — пролетели как фанера над Парижем: галопом промчались по Елисейским полям и Монмартру, поглазели на витрины и Мулен Руж издалека, раскошелились на вездесущий картофель фри и фуагра в баночке. И уже на следующий день вернулись «до родной хаты» с очередной галочкой. Все их разговоры были про высокие цены, шмотки, и еще пара культурных мифов о «настоящем Париже», случайно засевших в отдыхающей голове.
Другие, напротив, две недели валялись на пляже в Варадеро, Куба. Пили местный ром, курили тамошние сигары, прокатились на ретро-автомобиле по улочкам Гаваны. Привезли из поездки сотни две фотографий с собой на каждом углу. Рассказывали снова про цены, шмотки и пару-тройку мифов о современной Кубе с точки зрения туриста-фанеры.
Все эти путешествия, как и наше быстрое время, вызывают у меня одну ассоциацию: раньше мы жили на берегу своей небольшой речки или озера, но знали там каждый камешек, каждую отмель — летали и плавали близко, но ныряли глубоко и знали много. Сегодня, когда все границы снесены, нам открылся бескрайний океан, мы на всех парусах мчимся далеко, но только скользим по поверхности, не имея возможности нырнуть поглубже и узнать, что под нами еще 11 тысяч метров. (В свое время у меня ушел не один год постоянного проживания, чтобы как-то начать понимать таких близких и понятных нам белорусов, их историю и менталитет. Хотя мне казалось, что понимать там нечего.)
А есть ли что посмотреть за границей?
Мы живем во время глобального унифицирования, сноса традиций, вымирания языков, культурной похожести и одинаковости. Мы все больше носим одну и ту же одежду, едим одну и ту же фаст-еду, калькируем свою речь на манер западной. При всем видимом многообразии мы смотрим одни и те же западные или на западный манер скроенные фильмы, слушаем одну и ту же музыку, даже если на родном языке, мыслим клипово и как под копирку. Сегодня современные жители дальних Москвы и Нью-Йорка имеют больше общего, чем вчерашние жители некогда близких славянских Праги и Санкт-Петербурга, например. Мир стал меньше и кое-где сжался до размеров «глобальной деревни».
На фоне этого неумолимого глобального тренда культурные, языковые и ментальные отличия либо были стерты, размыты, либо ушли глубоко в провинцию, где в них еще теплятся остатки жизни. И отсюда — едем ли мы на неделю в Нью-Йорк, Париж или Барселону — мы уже не испытываем так называемого «культурного шока», уже чувствуем себя как дома, чему радуемся. И как раз напрасно.
Также, когда весь мир стал базаром, а мы потребителями материальных ценностей, в ситуации, когда локальные производители товаров были заменены на дешевых и вынесены преимущественно в Азию, когда для производства продукции диктуются одни и те же западные стандарты, а глобальное перемещение товаров достигло космических скоростей и объемов, у нас невелик шанс приобрести и попробовать что-то действительно аутентичное. Ведь даже так называемые «народные ремесла» сегодня работают на рассеянного и расслабленного туриста, предлагая ему подделку, эрзац. (Кому не приходилось покупать дешевые пирамидки и сфинксов в Египте из Китая, ракушки на Черном море из Вьетнама или амфоры в Греции из Турции, например?)
И ведь немногие знают, что пирамиды в Гизе — это всего лишь 5% оттертой на западный манер и отреставрированной туристической открытки от огромного количества пирамид и памятников архитектуры, разбросанных по всему Египту и дальше в Судане.
Сегодня можно прожить всю жизнь в стране или городе, так и не прикоснувшись к их аутентичной, подлинной культуре.
Глобальный тренд или Большая Иллюзия?
Сегодня обязательная для каждого современного человека потребность как можно больше и чаще путешествовать напоминает некий Великий Обман, который кому-то выгоден, когда много ездить — всегда хорошо, а сидеть у себя на родине — быть отсталым и несовременным.
Почему надо как можно чаще путешествовать и желательно как можно дальше — туда, где все лучше, увлекательнее, дороже? И почему туристические агентства делают все, чтобы сделать наш отдых максимально комфортным, а значит дать нам то, к чему мы привыкли, почти ничего не меняя, когда нового и подлинного — минимум, и максимум — комфортного и знакомого?
Куда нас везут в Египте или Турции, например, если не огороженную красивым забором, с охраной и турникетами, чтобы — не дай бог — туда не проникло ничего нехорошего местного и не испортило нам нашего ожидания, резервацию с усиленным под наши желудки питанием, нашими ТВ-каналами и русскоговорящими администраторами и гидами?
И какие самые большие жалобы приходится слышать от наших «руссо туристо»? «Никто не говорил по-русски, в номере не было русских каналов, еда была непривычная, на верблюде было неудобно, в море холодно, солнце жаркое…» Мы даже не напрягаемся элементарно заговорить по-английски или выучить пару фраз на местном.
Наш турист, прежде всего, ищет ленивый комфорт, привычные ситуации и напрягаться, меняться в отпуске совсем не готов. А ведь реальные Египет и Турция, которые, как нам кажется, мы знаем хорошо — совсем другие.
Мы все находимся в Большой Иллюзии Быстрого Путешествия. На самом деле мы мало что там познаем, оставаясь во власти своих и туристических иллюзий.
Познай себя и ты познаешь мир
Чем больше я впопыхах разъезжаю по заграницам, тем лучше понимаю, как мало я знаю о собственном доме и что все, что нужно для путешествий, у меня уже есть под боком. Это примерно как тяга мужчины к разным, новым, манящим, но все же нелюбимым женщинам, когда у тебя дома есть та, которую ты еще и не попытался узнать, познать. Наши многочисленные разъезды — как быстрый, удобный секс с разными женщинами, который заменяет глубокую любовь с ее огромной палитрой переживаний и познаний.
Разве может серьезно крохотная
Я все больше и больше с любовью и трепетом всматриваюсь в бескрайние зеленые поля и густые леса, когда возвращаюсь из очередной загранпоездки, в легком разочаровании от увиденного и опробованного впопыхах, оттуда, где все мельче и, так или иначе, не мое, понимая, какая недооцененная красота у нас под боком. Которую познать не хватит и жизни.
И премся все в чужие дали,
За тем, что дома не сыскали,
И может, даже не искали,
Ну и, конечно, не нашли.Ваш И. Ткачев.