Рождение орнамента
Научаясь различать линии кривые и прямые, человек использовал их при создании первых стилизованных рисунков, кои и поныне можно найти в любой точке земного шара.
Будучи многократно повторены и соединены, подобного рода линии и простейшие геометрические фигуры легли в основу геометрического орнамента. Его мы видим и по сей день — на одежде, на посуде и других бытовых предметах.
Происхождение другого типа орнамента — растительного, также легко объяснить. Это подражание окружающей природе — будь то листья, стебли или цветы. Таким образом, нет ничего удивительного в том многообразии узоров, которые мы видим не только на предметах быта, но и на стенах архитектурных сооружений, особенно культового назначения. И это уже архитектурный декор. Вот о нём-то и пойдёт речь.
Буквально ещё совсем недавно Россия была сплошь деревянной. Первые каменные дома стали появляться незадолго до Петра I. Кто-то может даже вспомнить знаменитый его указ о запрещении каменного строительства где бы то ни было, в связи с постройкой Петербурга.
И даже сейчас, если пройти по улицам старых русских городов, можно найти целые деревянные улицы. Смотрятся они зачастую очень фотогенично, ибо дерево само по себе имеет и цвет, и фактуру, и тем более легко поддаётся художественной обработке.
К чему я это говорю? Да к тому, что в Средней Азии, и не только в ней, дерево всегда было в дефиците, и основным строительным материалом была глина. Она, может, и не плоха как строительный материал, но вот с эстетической точки зрения проигрывает и камню, и дереву, и даже кирпичу.
Вот потому-то в Средней Азии архитектурный декор получил широкое распространение и во все века играл основную роль при возведении особо значимых сооружений. К ним, в первую очередь, можно отнести храмы и дворцы.
Процесс шёл от простого к сложному. То есть сначала использовали в качестве элементов декора те же самые глиняные кирпичи. Им придавали определённую форму, шлифовали, обжигали, а потом ещё и выкладывали их самым разным способом — тычком, ложком и так далее.
Потом появилась терракота, то есть та же обожжённая глина, но с особыми свойствами. Из неё делали скульптурные украшения и декоративные плитки разных цветов. А в Китае сделали даже целую терракотовую армию и зарыли её в землю.
Дальше — больше. Помимо глины стали использовать и другие пластичные материалы — гипс, алебастр и так далее. В Азии большое распространение получили изделия из ганча — так называли местные сорта гипса. Его используют до сих пор. При этом различают ганч под резьбу и ганч под литьё.
А потом произошла маленькая революция — научились делать поливную керамику. При этом глина ушла в тень, а на солнце выступили блестящие гладкие поверхности самых разных цветов.
Эта стекловидная блестящая масса называется глазурь. Цвет глазури определялся тем или иным составом, который использовали для поливы. И на смену однообразной невзрачной коричневой глиняной поверхности пришли глазурованные плитки, которые часто называют майоликой, а на Руси — просто изразцами.
И с тех пор архитектура Средней Азии стала неотделима от изразцового декора. Она заиграла на солнце всеми цветами радуги, не уступая лучшим образцам византийской мозаики.
Расцвет поливной керамики пришёлся в Средней Азии на
А сейчас хотелось бы отметить, что корни архитектурного орнаментального декора уходят в глубь тысячелетий, ибо орнамент — он и в Африке орнамент, и не важно, на какой поверхности его наносить. И геометрический, и растительный, и даже зооморфный орнамент существовал всегда. Ну, разве что эпиграфический появился в Азии с развитием арабской письменности.
И вот этот самый орнамент в искусстве Азии заявляет о себе и при резьбе на дереве, и в ковроделии, и в резьбе по камню, и в росписи потолков и тканей, одним словом — везде.
Чисто архитектурный декор мы уже видели на фасадах медресе и минаретов, поэтому здесь я покажу в основном интерьерный орнамент.
И, кстати, о Хорезме. Во времена древнего Хорезма, когда Восток весь был во власти зороастризма, никто не запрещал изображать ни животных, ни человека.
Поэтому в древних крепостях и городищах Хорезма была найдена великолепная настенная живопись, изображающая людей. Но, когда пришли арабы и принесли ислам — всё закончилось. Люди и животные практически исчезли из скульптуры и живописи — остался один только орнамент.
Да и сами эти искусства исчезли. Как ни странно, но ислам для Средней Азии принёс упадок и регресс, хотя виной тому, может быть, был не столько сам ислам, сколько упадок древних царств, наплыв кочевников и потрясение социальных основ.
На смену устоявшимся нравам и быту больших, рабовладельческих в своей основе, государств с их оседлым населением и развитой бюрократической иерархией пришла родо-племенная стихия кочевых племён. И «всё смешалось в домах Востока». Надолго, но не навсегда.
Еще несколько фотографий.
Так и закончилось мое путешествие по Узбекистану. Но не закончился интерес к ее истории, архитектуре, людям. Я еще вернусь к этой теме.
Чем интересен Узбекистан?
Впечатления одного путешествия. Бухара
Бухарские арабески
Бухара, туристы и сувениры
Самарканд
Хива