Чем интересен Узбекистан? Впечатления одного путешествия. Бухара

Реклама
Фотопутешественник

Мы плохо знаем даже историю собственного государства, не говоря уже об истории соседних стран. Да, собственно говоря, зачем нам знать историю, например, Узбекистана. У рядового обывателя представление об этой стране в лучшем случае формируется на основе исторических блокбастеров, будь то «Белое солнце пустыни», «Иван Грозный» или, скажем, «Гладиатор».

Я не совсем рядовой обыватель и не раз бывал во многих городах и сёлах Средней Азии, общался с местным населением, жил с ними, но необходимости проследить корни её уникальной культуры и, в частности, архитектуры раньше не возникало.

Вообще до восприятия чего бы то ни было нужно дорасти. Можно всю жизнь ходить по улице мимо шедевра архитектуры и не замечать его, потому что он отсутствует в твоей картине мира. Априори там присутствует совсем немного вещей, связанных с физиологией (пища, секс, продолжение рода) и психологией (реализация доминантности). А вот разного рода абстрактные понятия, игра ума и разума появляются там раньше или позже, если вообще появляются.

Реклама

Поэтому в детстве, когда целью моих поездок в Среднюю Азию были горы, города я воспринимал только как географическую точку на карте путешествия, через которую проходит маршрут подъездов к основной цели.

Реклама

И только когда я решил упорядочить свой фотоархив, разложить всё по полочкам в русской храмовой архитектуре, в руки попала старая фотография Самарканда, и мне захотелось понять, «откуда растут ноги» у исламской архитектуры.

Реклама

Тогда я сел на самолёт и оказался в Узбекистане. Самарканд, Бухара, Хива… Города-музеи под открытым небом, где каждое сооружение просится на снимок и погружает в стародавние времена.

Начнем, пожалуй, с Бухары.

Реклама

Восприятие города каждым из нас зависит от тысячи мелочей, из которых и складывается цельная картина и отношение к нему. Ну и, конечно, ожидания… Несмотря на то что в Бухаре меня не ждали, да и у меня каких-то особых ожиданий не было, вписался я в неё вполне удачно, а потому и впечатления остались самые хорошие.

В отличие от Хивы, а точнее, Ичан-Калы, где всё компактно, Бухара более разбросана и многообразна. Более утончённа, рафинирована и, в то же время, приспособлена под приезжего туриста-бездельника.

Реклама

Главное — не спешить, и всё получится.

Хочется рассказывать обо всём, но всё же постараюсь ограничиться только архитектурой. А архитектура здесь замечательная…

Реклама
Реклама
Реклама

Ну и немного истории с географией, как же без этого. Бухара расположена от Хивы в 400 км на юго-восток. Даже по нынешним меркам это немало, хотя климат и рельеф практически не отличаются. Зато вот предыстория отличается весьма и весьма.

Если Хива обосновалась на землях древнего Хорезма, то Бухара расположена на территории бывшей Согдианы. Но главное — она не только территориально наследует ей, но и в культурном смысле тоже. Разрыв цивилизаций здесь не был таким разительным, как в Хорезме. Достаточно сказать, что культурный слой в Бухаре насчитывает 20 метров, так что какая-никакая преемственность существовала всегда.

Реклама

Если не заглядывать в самое далёкое прошлое истории стран, то я бы выделил три фактора, которые влияли на формирование Бухары как отдельного феномена Средней Азии.

Прежде всего, это ислам, который принёс сюда на остриях своих копий известный арабский завоеватель — полководец Кутейба ибн Муслим. Произошло это в начале VIII века, и этот рубеж отмечает начало нового этапа в жизни не только Бухары, но и всей Средней Азии.

Второй фактор, который ярко оттенил своеобразие средневековой Бухары — это её функция города-склада, перевалочного пункта на путях международной торговли. Здесь пересекались пути, ведущие с Дальнего Востока (Китай) на Запад (Византию) и с дальнего Юга (Индия) на Север (Сибирь и Русь). В этот Вавилон добавляли перчику и кочевники, которые постоянно притекали из восточных степей то ли пограбить, то ли поторговать.

Реклама

Ну и, конечно, бухарские евреи, коих здесь всегда хватало. А из всего этого вытекают огромные богатства местных купцов, которые сформировали Бухару как культурную столицу ислама. И вот это стало третьим фактором, определившим лицо города на много столетий вперёд. Учёность и знания, которые можно было приобрести в Бухаре, особенно привлекали сюда неофитов ислама, который распространялся во все стороны ойкумены.

Реклама

Сотни медресе и мечетей никогда не оставались пустыми, формируя мусульманскую элиту.

Что касается истории, то, конечно, Бухара испытала на своём веку всякое. Прошёл через неё в своё время и Чингисхан. Но она снова и снова залечивала раны, разрасталась и украшалась и до сих пор сохранила множество архитектурных памятников.

Реклама

В следующей статье мы продолжим прогулки по Бухаре, и я расскажу про богатый декор ее архитектурных памятников.

Реклама