Неслучайно Эйнштейн называл Лизу «нашей Марией Кюри». Фактически это открытие означало новую эпоху в жизни человечества. Появились совершенно новые источники энергии и разрушительное для всей цивилизации оружие.
В 2014—2015 годах в издательстве Агостини вышла книга, посвященная этому вопросу и переведенная с испанского. Было любопытно узнать, какой представлялась эпоха начала ядерного века на Западе. В целом книга оставляет двойственное впечатление.
Нельзя не согласиться с авторами книги в том, что в годы, когда Мейтнер вела свои исследования, к власти пришли нацисты и это время было господством ксенофобии, подлости и расизма. Очень интересно было прочитать, с какими предрассудками и нетерпимостью сталкивалась молодая девушка, начинающая свой путь в науке. Мейтнер вынуждена была тайно бежать из нацисткой
Но данная статья больше посвящена критике тех стереотипов, которые есть на Западе в отношении всей истории атомной проблематики.
Так в книге утверждается, что нацистский атомный проект, возглавляемый Вернером Гейзенбергом, потерпел поражение лишь потому, что он недооценил важность расчета критической массы урана, необходимой для цепной реакции. Говоря техническим языком, в работу нацистского физика вкралась ошибка, так как он вместо сфер использовал пластины урана, что делало работу реактора невозможной.
Еще упоминается взрыв завода тяжелой воды в Норвегии группой из норвежских беженцев, подготовленных в Великобритании. Все это в совокупности, по мысли авторов книги, и привело к краху атомного проекта нацистов. Но только ли это? А как быть с откровениями гитлеровского министра вооружений Альберта Шпеера на Нюрнбергском процессе 1945 года, посвященном суду над главными членами нацисткой партии?
«…Нам потребовалось бы еще один-два года, чтобы расщепить атом».
Уже в 1942 году произошли первые испытания немецких ракет, которые очень скоро стали падать на Лондон (ФАУ-1 и ФАУ-2). Шпеер подгоняет ученых-атомщиков, все чаще наведывается в их лаборатории, старается сделать все, чтобы ускорить атомную развязку войны. И только удары Советской Армии путают Шпееру все карты. Каждый километр, приближающий нашу армию к сердцу
В главе, посвященной Манхэттенскому проекту, утверждается, что в результате атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 г. (была взорвана бомба «Малыш» — погибли 140 000 человек) и Нагасаки 9 августа 1945 г. (была сброшена бомба с плутонием-239 «Толстяк» — погибли 40 000 человек) Япония вынуждена была подписать акт о капитуляции, ознаменовавшей окончание
Разумеется, на верхушку милитаристской Японии произвело впечатление применение новейшего оружия, но это было вовсе не главным поводом подписания капитуляции 2 сентября 1945 года. А главным и смертельным ударом для Японии стало вступление в войну Советского Союза и последовавший разгром Квантунской армии (9 августа — 2 сентября). На заседании высшего военного совета 9 августа премьер-министр Судзуки заявил:
«Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».
То есть в варварских бомбардировках двух японских городов не было никакой необходимости, а вся акция была направлена на устрашение
Совершенно нет информации о Курчатовском атомном проекте, который привел к испытанию СССР атомной бомбы в 1949 году и последовавшему испытанию водородной бомбы. Советскому Союзу в книге посвящена одна строчка, и еще упоминается первая атомная станция в Обнинске.
Забвение истории — не это ли является сегодняшним корнем всех региональных военных конфликтов? А может, на Западе некоторые круги решили просто переписать историю снова?