​Баллада о Яковлеве: кто помнит Ипполита спустя десятки лет?

Реклама
Профессионал

Юрий Васильевич Яковлев родился и стал знаменитым еще до моего рождения. Да что там — он уже играл в театре и кино, когда моей мамы еще даже в проекте не было. Он был старше моей бабушки на восемь лет. Как же вышло так, что я, представительница «поколения пепси», прекрасно помню с детства знакомый голос Шерхана из «Книги Джунглей», с юности знаю, как подкручивал тонкий ус поручик Ржевский, как грозно хмурил соболиные брови царь Иван Грозный?

Все очень просто. Есть люди, которые не умирают. Наряду с любимыми писателями и поэтами, Яковлев воздвиг себе «нерукотворный памятник».

И даже спустя 90 лет после рождения Юрия Яковлева знают, помнят и любят. Однажды в интервью для «Новой газеты» актер признался, что он живет «не в свое время», что ему нужно было родиться раньше, в XIX веке. И некоторыми своими ролями он охватывал это мимолетное прошлое, доносил его до далекого будущего, до нашей эры, до нашей планеты из далекой галактики «Кин-дза-дза» и не менее далекой эпохи СССР.

Реклама

Время Яковлева длится с кинолент о войне и любви, о верности и предательстве, о хоромах и пустынях. Его время идет до сих пор, ведь каждый новый год задумчивое и красивое лицо Ипполита смотрит на нас с экранов теперь уже плоских, вогнутых «Full HD» телевизоров, которые даже не могли присниться пацаку Би. Каждый год мы, наши бабушки, наши родители, перебрасываемся фразами: «Очень приятно, царь!» и «Я требую продолжения банкета!» Хвалим тетушкину стряпню шуточками про заливную рыбу и наслаждаемся тем добрым и светлым чувством, которое дарит всем нам просмотр советских фильмов.

Реклама

Его герои — глубокие и настоящие. Такие, какими они виделись нам со страниц книг: Облонский и Мышкин, Ржевский и Брюханов — новая роль будто преображала самого киноактера и давала ему уникальную частичку характера.

25 апреля 2018 года Юрию Яковлеву исполнилось бы 90 лет. Он прошел огромный и сложный жизненный путь, охватил своим талантом так много картин,

Реклама
спектаклей, радиопостановок, мультфильмов. С ним связаны удивительные и счастливые моменты моей жизни.

Вот я совсем кроха, а бабушка рассказывает про «Клуб знаменитых капитанов», который они с сестрами с нетерпением ждали, собравшись в тесный кружок у радиоприемника. Она смеется, и в глазах ее воспоминание детства — тяжелого, но в те моменты, когда в динамике оживал волшебный мир таинственных и опасных приключений — пожалуй, счастливого и доброго.

Реклама

А вот Снусмумрик мельтешит с экрана старенького телевизора, а я, укутанная толстым шерстяным одеялом, сонно моргаю и чувствую, как мамина рука ласково гладит меня по голове. Этого беззаботного бродягу ведь тоже озвучивал Яковлев. Но тогда я еще не знала об этом…

Вот новогодний стол, где все в сборе и, конечно же, на фоне — тот самый фильм и хлопушки, и баня, и песни под гитару. И впереди — целая жизнь.

Реклама

А потом, спустя много лет — редкие встречи, разговоры про работу и про то, что у царей нет выходных. Для меня человек, которого я не знала, роднее многих. Он, как и другие деятели советского искусства, объединяет поколения и дарит воспоминания о самом главном.

И вот я уже сама мама, и вот я пишу статью про Юрия Яковлева, а мои дети внимательно следят за каждым движением нарисованного тигра, озвученного им много лет назад. И я знаю: когда они вырастут и станут взрослыми, мы наверняка покажем им все эти добрые и любимые фильмы. И они тоже будут знать, кто такой Юрий Яковлев.

Реклама