Вначале, еще во времена Петра Первого, район назывался Комендантской дачей, эти земли были отведены для летнего отдыха семей комендантов Петропавловской крепости. Место было удаленное и очень спокойное.
Со временем, по мере освоения территории и сведения в этих местах леса, район стали называть Комендантским полем. Согласно карте 1831 года место это было глухим, не населенным и по большей части представляло собой поля и огороды. Единственная серьезная постройка тут была Комендантская дача, а прочие земли комендант сдавал в аренду огородникам. Селились тут летом и дачники.
Прошло время, Петербург все разрастался — в районе Комендантской дачи был построен ипподром. И когда в 1908 году в столице возник первый в России аэроклуб (не абы какой клуб — Императорский Всероссийский аэроклуб!), то разместился он возле ипподрома, и поле ипподрома оказалось отличным для взлета и посадки первых самолетов того времени. Не забудем — земли эти были выделены комендантам Петропавловской крепости, коменданты сдавали их в аренду. Как ипподрому, так и аэроклубу.
В самом начале самолеты взлетали и садились на ипподроме, с трибун которого было замечательно видно это чудо начала XX века — первые самолеты-этажерки, совершающие чудо — взлет и посадку. Не знаю, как сочетались скачки на ипподроме с полетами самолетов, но до 1912 года лошадям пришлось сосуществовать с первыми этажерками.
За короткое время были построены не только ангары и выровнено поле для удобства взлета и посадки, но и переделаны трибуны по бокам от взлетно-посадочной полосы.
В 1910 году авиация и авиаторы были очень и очень в моде. Все ждали первого всероссийского праздника авиации.
Места на трибунах на новом ипподроме-аэродроме разлетались вмиг и стоили поэтому весьма немало. Места в ложах — по 25 рублей, остальные, в зависимости от удобства обзора, от 5 руб до 20 коп. Ну, а пацанва, собравшаяся посмотреть на полеты за забором аэродрома, могла это сделать совсем бесплатно.
Новый аэродром был открыт в день празднования Всероссийского праздника воздухоплавания. Авиаторы (термин «летчик» появился позднее) показывали свою отвагу, соревнуясь на скорость и высоту полета. Производились даже вылеты с пассажирами! В качестве пассажиров среди других смельчаков поднялись в воздух Петр Столыпин, премьер-министр России и председатель Государственной Думы Гучков!
Самолеты тогда развивали скорость до 70−80 верст в час и могли подняться на высоту нескольких сотен метров. Этого оказалось достаточно для первой авиакатастрофы России: Лев Мациевич 24 сентября 1910 года попытался поставить рекорд высоты — и его Фарман развалился на несколько частей. А поскольку сама идея парашюта возникла именно из-за этого происшествия, то до его изобретения при падении с высоты в несколько сотен метров пилот самолета был обречен.
С 1912 года аэроклуб взял в аренду большую территорию рядом с ипподромом, т.н. «Комендантское поле», вскоре получившее название «Комендантский аэродром». Клуб платил коменданту Петропавловки по договору аренды 13.000 рублей в год — и вспомним, сколько тогда стоил рубль!
В период до начала Первой мировой войны с Комендантского аэродрома стартовали перелеты Петербург-Гатчина, а затем и Петербург-Москва.
Воистину, это был звездный час Комендантского аэродрома!
После Первой мировой на аэродроме вначале базировалась эскадрилья истребителей, в 30-е годы конструктор Поликарпов испытывал там свои истребители «И», аэродром стал учебной и испытательной базой ВВС.
Во время блокады Ленинграда на аэродроме базировались истребители, защищавшие город от налетов. Кроме того, во время блокады на Комендантский, ставший важным участком авиамоста на Большую Землю, садились и взлетали транспортные самолеты, перевозившие в город провиант, а из города — эвакуируемых специалистов.
К началу 60-х годов город разросся уже так, что полеты на аэродроме пришлось прекратить — а с начала 70-х зона бывшего аэродрома стала зоной массового жилищного строительства.
И многие ныне живущие на Комендантском не знают ни про полеты с ипподрома, ни про Мациевича, ни про других первых авиаторов России.