По ней на поклон к Ивану III, ехали венецианские купцы, по ней спешила на своё венчание с Лжедмитрием Марина Мнишек, на этой дороге у кареты графа Калиостро отвалилось колесо, пропал багаж и начались российские приключения…
По Смоленской дороге на войну с Карлом XII шёл Пётр Первый, а в ноябре 1812 года вместе с остальными французами убегал «шаромыжник» генерал граф де Сегюр. Именно этот граф написал позднее своё знаменитое:
«…и не случилось с нами ничего замечательного, если не считать того, что пришлось бросить в Семлевское озеро у Смоленска вывезенную из Москвы добычу, украшения Кремля и крест с Ивана Великого»…
Уже много-много лет одна эта фраза будоражит умы искателей золотого обоза армии Наполеона…
А сколько вдоль дороги братских могил и памятников солдатам Великой Отечественной… Кланяться, кланяться и кланяться…
Первыми туристами, побывавшими в Смоленске, были многочисленные послы-иностранцы. Это было где-то в XVI веке, когда древний город кривичей, основанный ими для смоления лодок на «пути из варяг в греки», вернулся в Московское княжество. В ранней
Но никому ключ-город легко не давался! Одна Речь Посполитая вела осаду 2 года! Сдалась уже и Москва, а Смоленск всё держался и пал лишь тогда, когда последние защитники крепости взорвали себя в соборе Успения Пресвятой Богородицы…
Смоленский кремль, «Дивное ожерелье», как назвал его Борис Годунов, был, наверное, самым мощным в России. Сколько жизней спасли эти мощные стены! Сколько сил тратили враги России, чтобы взять неприступную Смоленскую крепость и двигаться дальше! Длина стен втрое больше, чем в Московском Кремле, толщина — 5−6 метров. Третья по протяжённости крепость мира!
Действительно, Смоленск — щит российский, ключ к воротам нашей страны… И становится понятно, почему Наполеон, взяв Смоленск, шёл на Москву по Старой Смоленской дороге уже слегка потрёпанным…
Конечно, до сегодняшнего дня дожило не всё: из 38 башен кремля уцелели только 16. Но и эти величественные фрагменты (развалинами их назвать нельзя, они и сейчас выдержат любую осаду) поражают воображение.
Интересный факт: во время строительства кремля (а это несколько лет!) жители Смоленска и окрестностей не имели права есть куриные яйца. Все яйца изымались для замеса извести. Так что не удивляйтесь, что смоляне покупают яйца сразу несколькими десятками — генная память всё-таки существует…
А вот что надо сделать обязательно, оказавшись в Смоленске, так это зайти хотя бы в одну из трёх действующих «домонгольских» церквей. Внутри этих суровых, но красивых построек таится такая сила, такая энергия, что уйти очень трудно. Церковь не отпускает.
Я знал, что раньше православные храмы строили на особых местах — сильных, намоленных и святых. Говоря современным языком — на месте пересечения невидимых энергетических линий. Места эти выбирали или специальные люди, или юродивые. Теперь я в этом убедился, ведь внутри этих древних храмов ощущения невероятные… Воздух как будто сжимается вокруг тебя и ты стоишь в устремлённом вверх тоннеле…
Запомните эти храмы: церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела (Свирская) и церковь Иоанна Богослова («на овражке»).
Только подумайте — этим церквям чуть меньше тысячи лет, эти шершавые кирпичи видели смоленского князя Ростислава Мстиславича и князя владимирского Ярослава Всеволодовича, слышали голоса хана Батыя и царя Ивана Грозного, светлейшего князя Кутузова-Смоленского и императора Бонапарта…
А всё-таки жаль, что старые стены не умеют разговаривать. Если б умели, мы вернулись бы домой в золотой карете Наполеона, везя с собой 325 пудов золота в слитках и крест с колокольни Ивана Великого. Всё это, украденное французами, лежит где-то здесь, в одном из болот, в которое превратилось Семлевское озеро. И возвращались бы мы по Старой Смоленской дороге, по которой
…леса, леса, леса.
По Смоленской дороге столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
Две вечерних звезды голубых глядят, глядят…
© Булат Окуджава
Что еще почитать по теме?
Города России. Чем знаменит Воронеж?
Почему не могут найти клад Наполеона?
Как русская армия под Смоленском лишила Наполеона иллюзий?