Как весна приходит в Израиль?

Реклама
Грандмастер

Когда зима в самом разгаре и навалило снега выше крыши, не слишком веришь в существование лета или хотя бы весны. Но весна существует! Стоит только от снежной Москвы спуститься к югу на 3500 километров, в Израиль, как вдруг окажется, что здесь, хотя зима еще и не закончилась, весна уже начинает свой путь.

Климат в Израиле субтропический. Это значит, что лето здесь длинное и жаркое. Зачастую, изматывающе жаркое. А зима, напротив, короткая и, как правило, бесснежная, но зато весьма дождливая. Выпавшие дожди наполняют ручьи и водоемы, которые потом, в жаркое время, будут (или не будут) поить землю и людей, на этой земле живущих. Кроме зимних дождей, других источников воды нет.

С точки зрения человека религиозного, именно в это время исполняется обещание Бога о том, что в Земле Обетованной еврейский народ, если он будет жить в соответствии с Божьим законом, станет процветать:

«дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 28:14−15)

Реклама

Израильская весна, как и зима, тоже скоротечна. И, что характерно, она прочно привязана к религиозным праздникам еврейского календаря. Словно бы летняя жара приходит по ступенькам, которыми под ее ноги ложатся несколько весенних праздников.

Реклама

Конечно, в этом высказывании причина и следствие переставлены местами. Не приход весны определяется праздниками, а календарь был составлен так, чтобы определенные праздники приходились именно на весну.

Еврейский календарь не является ни календарем чисто лунным, как мусульманский, ни календарем чисто солнечным, как календарь христианский. Месяцы в нем исчисляются по фазам Луны: начало месяца всегда приходится на новолуние.

Но обычный лунный календарь не имеет привязки к сезону. В нем нет месяцев зимних или месяцев летних, как в календаре солнечном, и начало года «путешествует» из зимы в лето и обратно.

Еврейский же календарь имеет привязку к сезону. В книге Второзакония в главе 16 сформулировано требование: праздник Песах всегда должен праздноваться весной, и по этой причине он называется «праздником весны» (на иврите «Авив»). Песах празднуют в середине месяца нисана. Значит, нисан при любом раскладе должен быть весенним месяцем.

Реклама

О том, что нисан — месяц весенний, русскоязычный читатель чаще всего узнает из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова. Действие иерусалимских глав романа происходит накануне еврейского Песаха, 14-го числа весеннего месяца нисана. Московские главы тоже происходят в эту дату. Роман начинается «однажды весною, в час небывало жаркого заката», а когда

Реклама
Воланд заканчивает свой рассказ про Иешуа га-Ноцри, над Патриаршими прудами уже вовсю светит полная луна. Она станет последним, что увидит в этом мире падающий под трамвай Берлиоз. И, освещаемая ею, полетит на шабаш нагая Маргарита.

Для того чтобы праздник Песах всегда был праздником весенним, раз в несколько лет еврейский календарь корректируется. К весеннему месяцу, который называется «адар» и предшествует месяцу нисану, добавляется еще один месяц — «второй адар».

Конечно, такая коррекция является более сложной, чем известная нам коррекция солнечного календаря, когда раз в четыре года продолжительность месяца февраля удлиняют на один день. Зато еврейский лунно-солнечный календарь — более точный, и не требует дополнительных коррекций. И кроме того, он оказывается идеально привязанным к природе Земли Израиля. В результате этого весеннее пробуждение природы можно буквально рассчитывать по календарю. Конечно, по календарю еврейскому.

Реклама

Названия месяцев в еврейском календаре восходят к аккадскому языку, который был распространен в Вавилоне в период так называемого «Вавилонского плена», происходившего с 597 по 539 год до н. э. Возвратившись в Святую Землю с берегов Тигра и Евфрата, евреи привезли с собой и вавилонский лунно-солнечный календарь, и названия его месяцев тоже.

Реклама

Весеннее пробуждение природы начинается в середине последнего зимнего месяца швата, который приходится на январь-февраль, в дни праздника, который называется «Новый год деревьев», или «Ту биШват» (15 швата).

К 15 числу месяца шват в Израиле заканчивается период зимних дождей. Зимние холода сменяются потеплением. (Хотя смешно называть холодами дни, когда температура воздуха днем 12−15 градусов, не правда ли?)

Становится теплее, и деревья начинают пробуждаться. Символом прихода весны является цветение миндального дерева. Это дерево стоит еще без листьев, но уже покрывается крупными белыми или розоватыми цветами.

Реклама

15 швата называется Новым годом деревьев, потому что плоды, выросшие на деревьях после этой даты, считались плодами уже следующего года. Эта дата, первоначально имевшая, как видим, чисто фискальный характер, довольно скоро обросла новыми смыслами. И кабалистическим, который кружится вокруг мистического Древа Жизни, и экологическим, поскольку в этот день в Израиле производят массовую посадку деревьев. И даже кулинарным, поскольку в этот день принято угощать друг друга орехами, изюмом и сушеными фруктами.

Праздник Ту биШват является словно бы будильником для природы. Дни становятся теплее, но солнце еще ласковое, а не жгучее. Холмы и равнины покрываются свежей травой и цветами удивительной красоты. Те кусты и деревья, которые сбросили листья на зиму, покрываются зеленью и цветами буквально за день.

Реклама

При этом дожди не прекращаются автоматически в середине месяца шват. Остаток положенной годовой нормы изливается за оставшиеся до праздника Песах два (а в високосные годы — три) месяца. Зато потом, в течение всего долгого жаркого лета, ожидать осадков не следует. «Небесный кран» откроется только через полгода, после осенних праздников. Так сказать, строго по расписанию.

Реклама

Реклама

Что еще почитать по теме?

Когда встречать весну?
Чем привлекательны путешествия по Израилю?
Какие были местные Пуримы в еврейской истории?

Реклама