Если внимательно присмотреться к людям этих очень важных, социально значимых профессий, если заглянуть в их умные глаза, вы стразу узнаете самого положительного и прилежного мальчика или девочку из вашего класса. Они настойчивы, начитанны, прилежны и пунктуальны. Как говорится, мимо них не проскочишь. Любой выход за рамки, с их точки зрения, вызывает в них бурю негодования и тайное, хоть и явно выраженное, желание стереть нарушителя с лица земли.
Да, это они. Те самые любимчики, аккуратненькие отличники и светлые головы. Это они, отрада и гордость любой школы. Это они, начиная с первого класса, уверенно поднимаются по ступеням эволюции под названием «среднее образование». Это они, то ли в силу природной ограниченности, то ли просто подавленные родительским страхом, очень быстро понимают, как добиться успеха и стать отличником.
В действительности, успех в жизни — это признание. Успех никогда не зависел от личных качеств человека. Точнее, для успеха, то есть общественного признания, личные качества могут быть абсолютно любые. Успех — это такая тонкая, почти неуловимая материя, которая может накрыть любого человека, в любое время и в любом месте. Это почти как про Золушку. Такая же милая сказочка из серии «а наутро он проснулся знаменитым».
Это потом, и в основном к бывшим троечникам, приходит то самое осознание, о котором говорил Альбер Камю:
«Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу».
Но в школе всё по-другому. Школа — это фабрика деревянных игрушек. Конвейер, который никогда не должен останавливаться. С одной стороны загружается весёлая биомасса звенящей детворы, а с другой выходят солдаты Урфина Джуса. И как на любом конвейере, всё очень регламентированно, целесообразно и заформализованно. Редко встречается такой производственный мастер, который втайне мастерит изделия ручной работы.
Отличники — это всегда универсальная заготовка. Как её ни крути, она всегда подойдёт. Они быстро понимают, что от них требуется. Если наставнику нравится, когда поднимают руки — они их поднимают. Если нравится масса, пусть глупых и даже невпопад, вопросов — они задают эти вопросы. Они переписывают домашнее задание целиком, если в конце обнаружилась маленькая помарка. Они преданно смотрят в глаза и почтительно здороваются.
И вот он, успех. Они его добиваются, умело поддерживают и, как это часто бывает, «на имидже» оканчивают школу и выходят в жизнь. Причём выходят с убеждением, что она, эта жизнь, им уже удалась.
И вдруг выясняется, что в жизни оценок не ставят. В жизни никого не интересует, как ты закончил школу. В жизни интересно, что ты можешь сам по себе. Там не нужен аттестат, там важно, что ты можешь дать другим. Чем ты можешь быть интересен и в чём от тебя прок. Отличник же, привыкший к школьному успеху, по привычке пытается только угодить. Угодить и понравиться всем и каждому, как школьным учителям. Для этого ему нужны чёткие рамки, чтобы им соответствовать. Только в призвании не бывает рамок и, как известно, хороший парень — это не профессия.
Другое дело троечник. В своём подавляющем большинстве, это скучающий лентяй. Ему скучно и грустно в жёстком потоке конвейера. Он всячески пытается отлынивать или перетерпеть эту жёсткую колею образования. И даже когда его тем или иным способом принуждают, и он берётся — и за ум берётся, надолго его не хватает. Его всё равно сносит с этой поточной линии.
Троечника распирает изнутри. Троечнику удаётся сохранить эту самую звенящую биомассу внутри, и она никогда уже не даст ему покоя. Закончится срок, прозвучит звонок, и он с облегчением выскочит, с разбега прыгнув в эту самую жизнь. Он будет хвататься за всё подряд, что ему будет интересно. Перебирать и пробовать, пока не поймёт что-то своё. То, чем он хочет заниматься и что ему приносит ощущение счастья и удовольствие от жизни.
И самое главное. Идя по этому пути — своему, неформальному пути, троечник, наконец-то, начнёт учиться. Сам учиться. Он с лёгкостью освоит все необходимые ему знания, о которых отличник уже успел забыть. Это захватит его настолько, что он и не заметит, что стал многим интересен, что его окружают такие же, как и он, счастливые люди. И он даже не поймёт, что это и называется признанием, что это и есть тот самый успех.
А ещё он не заметит так давно ему знакомое лицо человека, который открывает турникет в его дверях.
Что еще почитать по теме?
Почему успех любит бывших троечников?
А нужно ли ребенку быть отличником?
Чем опасен «комплекс отличника»?