Замечательный ум лабилен, непостоянен, релятивен. Неудобен, неконформен, неформален. Быть действительно умным — значит, быть непопулярным («популярный» — «народный», «общепринятый», «общедоступный»). Значит, быть оригинальным, маргинальным, ненормальным. Быть в открытой или скрытой конфронтации с большинством. А «быть или не быть» — здесь выбора нет. Есть только «быть» — чтобы быть.
Пару лет тому я случайно встретил свою бывшую «классную». Постаревшая, но такая же живая, с огоньком в глазах, она радостно отозвалась на мое приглашение присесть в близлежащем кафе и за чашечкой кофе поведала чуть ли не всю свою жизнь после нас. Вспомнила почти всех по именам: такой-то работает в Москве — преуспел, такая-то вышла замуж и уехала в Штаты — конечно, счастлива, этот спился — очень жаль, а ведь подавал надежды, эта живет здесь же, работает дворником — ну и что, все профессии хороши.
Про себя я невольно отметил, что самые большие балбесы выбились, что называется, в люди. А те, кто подавал надежды, учился хорошо, либо живут незаметно, либо кое-кого уже на этом свете нет. Процент успешных людей среди бывших троечников был явно выше, чем среди
Позже в этой связи я провел небольшое расследование и вот какие причины относительно того, почему бывшие троечники по популярному поверью преуспевают в жизни больше отличников, мной были выявлены:
1. Справедливости ради нужно сказать, что не все отличники по жизни «лузеры» и не все троечники «виннеры». И среди первых есть те, кто с популярной точки зрения преуспел, и среди вторых есть те, кто просто спился, скатился и оскотинился. Но народная молва делает свое дело и любит всякого рода радикальные перекосы в сторону желтых сенсаций.
2. Троечник — вовсе не означает «глупый» (и тем более в будущем неуспешный), а отличник — «умный» (в будущем успешный). Хотя так принято считать. Троечник и отличник — часто попросту согласно школьному, униформированному табелю о рангах по Прокрустовому принципу. В троечники в свое время попадали как и не самые сообразительные и ленивые, так и вполне головастые, талантливые и незаурядные. И просто недисциплинированные и непослушные.
3. Быть отличником часто означало уметь заучивать и перерабатывать большие объемы учебного материала, не имеющего отношения к реальной жизни и, уж тем более, к достижению в ней успеха. История Древней Греции и Наполеоновские войны, знание законов Ома и Ньютона, что такое «голубой период» Пикассо и сюрреализм Дали, что такое дезоксирибонуклеиновая кислота и нуклеотиды, из которых она состоит
4. Многие бывшие троечники — это вчерашние драчуны, задиры и неформалы. Вполне активные, энергичные и волевые молодые люди. А отличники — нередко конформисты, зубрилы и «ботаны». Тихони, с некоторыми мозгами, но часто с явным недостатком силы воли и внешней энергии, столь необходимой для достижения успеха.
5. Для достижения некоторого уровня в деловой среде нужны не только мозги и талант. Часто вполне хватает некоторых базовых знаний в заданной области и большого желания преуспеть в дальнейшем. Ценится умение конкурировать, перехватывать идеи и инициативу, не жалеть противника. Трудолюбие, настойчивость и целеустремленность. Выживаемость. Стрессоустойчивость. «Большое желание зарабатывать» и «быть успешным» (работодатели не зря подчеркивают именно эти устремления кандидатам в любимцы Фортуны). При наличии этих качеств даже вчерашний троечник путем «принципа дятла» (стучи — и тебе откроют), скорее всего, рано или поздно добьется своего.
Вчерашние отличники же часто не умеют конкурировать, сгрызать своих оппонентов, а также совершать одни и те же, далекие от творческих, монотонные движения. Поскольку долгие бдения над учебниками не научают их борьбе за место под солнцем и налаживанию необходимых социальных контактов, а ум и знания приобретаются часто в ущерб воле. И вчерашний успешный ученик — не обязательно сегодняшний успешный бизнесмен или предприниматель, просто успешный человек. Такие индивиды нередко мягкотелы, слабовольны, идеализированы и не всегда готовы к внутривидовой борьбе после школы.
6. Бывает и так, что вчерашние отличники, при школьных задатках развившие в себе позже еще и некоторые умственные способности, умение наблюдать и анализировать, а не только транслировать заученное в школе, часто понимают капризность и призрачность того самого успеха. Они могут совсем не страдать от скромного дохода, которого их одноклассникам-троечникам будет хватать на пару дней. Они могут совсем не тяготиться незаметной жизнью какого-нибудь конторского клерка, рядового инженера на заводе, провинциального смотрителя музея. Не быть рабами своего тщеславия, а заодно не быть под каблуком общепринятых норм и установок, модных тенденций и своих капризных жен. И здесь уже вероятность того, что преимущество будет скорее за отличниками и хорошистами, чем за троечниками и двоечниками, выше. Хотя качество ума ведь не находится в прямой корреляции с оценками, которые тебе в свое время проставляли по истории или черчению.
Однако если тщательно проэкзаменовать число победителей и соблазнителей Фортуны, то среди них действительно оказывается большее число именно троечников или попросту не самых лучших бывших учеников.
Но здесь уже все индивидуально. Ведь могут быть и умные троечниками, и дураки отличниками.
Что еще почитать по теме?
Почему людям так важно быть успешными?
Что такое «комплекс отличника»?
Чем опасен «синдром отличника»?