Когда речь заходит о России и постсоветском пространстве, то существенное снижение рождаемости принято объяснять невысоким уровнем жизни. Говорят о том, что люди не хотят иметь детей, так как это обходится слишком дорого. Платить нужно за все, начиная от врачей в период беременности и заканчивая образованием. И если на одного ребенка еще можно заработать, то двоим-троим уже не получится обеспечить приличный жизненный старт.
Однако такое объяснение не учитывает тот факт, что и в развитых странах, где уровень жизни значительно выше, рождаемость также падает. К примеру, в США, которые традиционно приводятся в качестве эталона уровня жизни, прирост населения обеспечивается исключительно за счет миграции из менее развитых стран. Аналогичная ситуация наблюдается в
В высокоразвитой Японии также наблюдается депопуляция, не скомпенсированная иммиграцией. А вот Западная Европа пока удерживает ситуацию в демографии на плаву, но — подобно США, исключительно за счет иммиграционной политики, принимая на свою территорию бывших граждан мусульманских государств.
Набирает силу движение чайлдфри, и все больше семей по всему миру отказываются иметь детей, мотивируя подобное нежелание дискомфортом, который создают дети, а также просто желанием «пожить для себя». Доходит до того, что утверждается, что нежелание иметь детей является признаком и привилегией развитого социума. В благополучной Америке чайлдфри появились уже давно, и в настоящее время количество женщин, отказывающихся от рождения детей, достигло 25%.
Более того, в последнее время в той же Америке в моду начала входить кастрация — вполне, между прочим, добровольная. Причем наибольшим писком считается отнюдь не химическая, а хирургическая кастрация.
Добавим к вышеперечисленному гомосексуализм, который в некоторых странах дошел уже до регистрации однополых браков и усыновления детей, а также педофилию, легализации которой добивается ряд обществ уже много лет, и общая картина в демографии начинает упорно наводить на мысли о «Черном квадрате» Малевича.
Разнообразных фактов можно набрать множество, и все они ведут к одному — к сокращению рождаемости. Причем оно является наибольшим в развитых странах, в то время как неблагополучные с точки зрения экономики государства продолжают рожать.
Так увеличивается население Индии, Черной Африки, Ближнего Востока и так далее. Китай традиционно по количеству населения впереди планеты всей, и его население продолжает расти — вместе, кстати, с благосостоянием государства, которое уже никак нельзя отнести к «странам третьего мира». Латинская Америка, сотрясаемая постоянными войнами, революциями и эпидемиями, сохраняет прирост населения, более того, перенаселена настолько, что поставляет своих граждан более развитым странам, поддерживая в тех уровень населения.
Получается довольно интересная картина: в то время как часть мира отказывается иметь детей, другая часть лихорадочно обзаводится потомством. Одной части мира не помогает ни реклама деторождения, ни различные льготы и пособия, предоставляемые государством «детным» семьям. В другой — не мешают ни болезни, ни войны.
Считается, что выживание является одной из базовых потребностей человека. В первую очередь человек заинтересован именно в выживании личном, а также выживании рода и вида. Причем выживание рода доминирует над личным выживанием. Это отчетливо проявляется во время войн и в различных опасных ситуациях: первым делом человек спасает своих детей, а уж затем — себя. Продолжая построение графика доминирующих предпочтений, можно сделать вывод, что выживание вида доминирует над выживанием рода.
Казалось бы, снижение рождаемости говорит о противоположном, этот факт оказывается в противоречии с базовой потребностью человека в выживании: вместо того чтобы обеспечивать выживание рода и вида, человек занят только личным выживанием, и то — не слишком, если учитывать возросшее количество любителей экстремальных видов спорта, а также возросшее число суицидов во многих развитых странах.
Но если вспомнить некоторые теории и факты, то все оказывается не так уж однозначно.
К примеру, теория Томаса Мальтуса, которая гласит, что ничем не сдерживаемый рост населения земного шара в конце концов приведет к голоду и социальным потрясениям. Считается, что эта теория не вполне верна. Она благополучно работает в доиндустриальных обществах, а вот вполне развитые страны избегают того, что называется «мальтузианской ловушкой».
Однако заметим, что эта самая «мальтузианская ловушка» срабатывает по сей день во многих странах третьего мира, в той же Черной Африке. Как раз, кстати, там, где наблюдается лихорадочное деторождение. А вот развитые страны демонстрируют сокращение рождаемости и данной ловушки избегают.
Добавим к мальтузианству постоянную угрозу исчезновения многих ресурсов. Нефть, уголь, другие полезные ископаемые, без которых немыслима современная человеческая цивилизация, находятся под угрозой исчезновения, полного истребления этой самой цивилизацией. Опять же, страны, активно потребляющие подобные ресурсы, то есть страны, развитые в техническом и технологическом отношении, демонстрируют сокращение рождаемости. Что, кстати, должно привести к меньшему потреблению исчезающих ресурсов.
Приплюсуем сюда еще и неблагоприятную экологическую обстановку, о которой стало так модно говорить в последнее время. Увы, она действительно по большей части неблагоприятна по разнообразным причинам.
В результате обнаруживается, что сокращение рождаемости в данных условиях является чуть ли не единственным выходом для выживания в настоящий момент человеческой цивилизации. То есть — выживания вида. Что никоим образом не противоречит базовой потребности человека. Тем более что выживание вида, как уже говорилось выше, является доминирующим по отношению к выживанию рода и личному выживанию.
Ситуацию могут переломить новые технологии. К примеру, такие, которые позволят обходиться без традиционных видов топлива. Правда, остается еще вопрос территории: чем больше становится людей, тем больше места они занимают. Подобные ситуации ярко описаны многими фантастами.
Кстати, те же фантасты предлагают выход: эмиграция на другие планеты. Но для этого нужны не просто бестопливные технологии, а настоящий прорыв в науке и технике. А пока этого не наблюдается, рождаемость в мире будет постепенно сокращаться — с целью выживания вида.