Как правильно ругаться матом?

Реклама
Профессионал

Уважаемый читатель, очевидно, ожидал увидеть в статье обилие обсценной лексики и уже, поди, приготовился громко возмутиться: «Как же так! Средство массовой информации — и вдруг размещает такую мерзость, такую гадость, такую пошлость! Ужас!» Можете расслабиться и заранее разочароваться: ни одного не то что обсценного и сального — даже просто резкого словца вы тут не увидите.

Впрочем, твое возмущение, уважаемый читатель, не совсем уж беспочвенно: статья действительно учит плохому, а именно — тому, как, когда и зачем целесообразно применять ненормативную лексику. Поэтому если тебя это как-то травмирует — лучше, наверное, действительно соизволить удалиться восвояси. Ну, а тебя, другой уважаемый, но умный, терпеливый и понимающий читатель, как говорится, просим к столу…

Общеизвестно, что истоки так называемого «русского мата» уходят глубоко в толщу славянского языка, а также праиндоевропейских языков, и первоначально так называемый «русский мат» не был заряжен какой-либо негативной или оскорбительной коннотацией. Слова, которые называются нынче «матерными», просто обозначали объекты или явления, либо непосредственно связанные со сферой сексуальных отношений, либо прозрачно намекающие на таковую. «*уй» — «отросток», «побег», «шишка», «плод»; «*pisd-eH» — «вульва», «влагалище»; «*iebh» — «совокупляться», «вступать», «вторгаться»; «блуд» — «заблуждение», «ошибка».

Реклама

Негативный подтекст так называемые «матерные» слова стали приобретать уже с принятием и распространением на нашей территории христианства. Славянская культура формировалась под сильным и, прямо скажем, непосредственным влиянием древнеиндийской культуры, где, как известно, был широко распространен фаллический культ, а посему все слова и речевые обороты, связанные с половыми органами и сексуальными отношениями, воспринимались как нечто само собой разумеющееся, на них, естественно, не накладывалось табу.

Однако христианская идеология, основанная на умерщвлении плоти, императивно потребовала признать «мат» «грязным» и «неприличным». После многовековых лингвистических баталий была запрещена даже всем известная производная слова «блуд» — уже, правда, только при императрице

Реклама
Анне Иоанновне. И с XVIII столетия «мат» в России тотально и всецело под запретом — как «грязный», «порочный» и апеллирующий к низменной физиологии, пусть иногда и не прямо, а лишь намеками.

Отсюда первое правило «русского мата»: не материтесь при христианах, особенно православных. Категорически. Вас сочтут «грешником», «богохульником» и далее по списку, хотя вы можете ни слова дурного не сказать о Господе нашем, да и вообще быть идеально праведным человеком.

Употребляя нецензурную «брань» (слово «брань» — в кавычках, так как зачастую так называемая «обсценная лексика» вовсе не преследует своей целью кого-то задеть или обругать, а просто выражает эмоции и экспрессию), человек автоматически переходит в ранг христианских «грешников», поскольку волей-неволей выпячивает

Реклама
физиологию, которую христианство, наоборот, прячет как можно дальше и глубже. В общем, если не хотите ссориться с христианином — не материтесь при нем. Материтесь вне его.

Реклама

Мат, как уже было сказано выше, проистекает из индийского фаллического культа, то есть из сугубо мужской принадлежности. Соответственно, и материться надо в сугубо мужской компании, выставляясь друг перед другом посредством сугубо мужских категорий.

Отсюда второе правило «русского мата»: не материтесь перед женщинами и бегите от женщин, которые матерятся. Не женское это дело — мат. Банально потому, что у женщин чисто физиологически нет того биологического субстрата, вокруг которого, собственно говоря, и сформирован матерный язык (речь, если кто не понял, снова о фаллическом культе). Мат — это элемент мужской субкультуры, и если женщина употребляет в разговоре обсценную лексику, то это, скорее всего, означает, что ей некоторым образом дискомфортно в ее, так сказать, женской оболочке. Такие женщины пугают (во всяком случае, автора).

Реклама

Из сугубо физиологической природы нашей ненормативной лексики вытекает третье правило «русского мата»: материтесь только тогда, когда возможно проведение ассоциативного ряда между происходящим и соответствующими проявлениями физиологии. Если происходящее (то есть то, что вы хотели бы обматерить) никак ассоциативно не связано с сексом, с половыми органами, а равно с различными формами сексуальных отношений, то материться — попросту не к месту. Лепить матюги там, где на ум не приходит цензурный эрзац, — это грубо и пошло, и выдает лишь низкий интеллектуальный уровень матерящегося.

Ну, и, наконец, четвертое правило «русского мата»: не материтесь в присутствии сотрудников правопорядка. Просто потому, что можете быть привлечены к административной ответственности — по статье 20.1 КоАП РФ.

Реклама

В остальном — материтесь себе на здоровье, сколько влезет. Никакого вреда от этого, окромя пользы, нет. При всем при этом, конечно же, материться следует, сообразуясь со временем, местом, обстановкой и аудиторией, а также строго соблюдая вышеуказанные правила поведения. И желательно все же в разговоре из числа цензурных слов употреблять не только предлоги, частицы, союзы и междометия.

Реклама