Чем хороши домики в Коломне? Часть 4: Арбатская и рядом

Реклама

Жители города Коломна ценят не только свое Средневековье, но все последующие эпохи, включая и XIX, и XX век. Город уже к XVII веку утратил оборонное значение, но не утратил владения ремеслами и удобных торговых путей. Коломна становится и купеческим, и индустриальным городом.

Перейти к третьей части статьи

В Коломенском Кремле даже сохранилась церковь Николы Гостиного, который построил некий купец и в которой службы шли на час раньше. Так часто требовали купеческие дела.

Реклама

В Коломне есть и свой Арбат. На улице Арбатской тоже немало интересного, даже если не обращать внимания на художников.

Реклама

У Коломны есть свой небесный покровитель. Это не удивительно: уж больно известный будущий святой родился и провел детство на коломенской земле.

Реклама

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, крупнейший богослов и исторический деятель. Он венчал на царство российских императоров, участвовал в подготовке Манифеста об отмене крепостного права. Он занимался переводами Священного писания «на употребительное Русское наречие», преодолевая довольно серьезное противодействие.

А еще Филарет известен перепиской (стихотворной!) с А. Пушкиным. Сначала Пушкин написал свое знаменитое «Дар напрасный, дар случайный», митрополит ему ответил своим стихом — «Не напрасно, не случайно», а Пушкин снова ответил Филарету в стихотворении «В часы забав иль праздной скуки».

Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима

Реклама

В священном ужасе поэт.

Другой, не менее известный уроженец Коломны — русский писатель, автор исторических романов Иван Лажечников (его «Ледяной дом» отлично читается в детстве).

Реклама

Помнят горожане и своего удивительного земляка Петра Губонина. Из крепостных — в купцы, из купцов — в потомственные дворяне. А можно и по-другому написать: каменщик, строитель многих железных дорог, основатель Бакинского нефтяного общества, покупатель Гурзуфа, финансист и благотворитель огромного количества проектов, орденоносец (в том числе и иностранных наград). И пусть Н. Некрасов пишет о нем с сарказмом, как и положено, в «Кому на Руси жить хорошо»:

А ныне, милость божия! —
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь
!

Но на таких людях в России XIX века держалось очень многое. Огромные состояния создавались в делах и отправлялись на дела и благотворительность.

Реклама

Помнит город не только о своих земляках, но и о тех, кто здесь бывал часто. «Помнит» — это не формальная обиходная красивая фраза, а реальность. Все дома реставрируются, везде таблички.

Иногда это даже не одна табличка. Сохранился дом, в котором жил советский писатель Борис Пильняк. Он был расстрелян в 1938 году как японский шпион. Этот дом разыскивала Анна Ахматова, когда приехала в Коломну. Ахматова и Пильняк были в добрых отношениях, даже в каких-то особенных, и памяти своего друга поэтесса посвятила стихотворение…

Прости меня, — я не могу иначе:
Я о тебе, как о своем, тужу,
И каждому завидую, кто плачет
.

И теперь есть и табличка, и стихи Ахматовой, все сразу…

Музей органической культуры

Реклама
в усадьбе купца Львова — очень хороший и один из самых интересных достопримечательностей города. Создан он тоже энтузиастами, местными жителями и монахинями монастыря, в открытии его принимали участие крупные деятели культуры. Экспозиция интересна представленной живописью русского авангарда начала ХХ века — в основном, картинами Михаила Матюшина и Елены Гуро.

Мне здесь более интересен Матюшин, который бы не только художником и теоретиком искусства, но и музыкантом, более того — композитором. Он — автор футуристической оперы «Победа над Солнцем» (где присутствует тайный мотив победы будетлян над «солнцем русской поэзии» тоже).

Считается, что знаменитый Черный квадрат

Малевича возник именно в эскизах декораций к этой опере, которые и создавал Казимир Малевич.

Ноты Матюшина сохранились фрагментарно, хотя через 100 лет оперу пытаются возобновить. Она прозвучала в Германии, Австрии, Англии и в нескольких театрах России (включая театр Стаса Намина). Русский авангард — явление очень яркое, и вряд ли когда-нибудь к нему иссякнет интерес.

Музей органической культуры, безусловно, неординарный. Но и прочие «самодельные» музеи (количество которых я не смогла сосчитать), заслуживают самого доброго отношения. Тот же музей калача.

Реклама

Или музей пастилы. Коломенская пастила — рыхлая и белопенная, еще в XVIII веке ее готовили из взбитого яблочного пюре, меда, орехов. Сначала яблоки пекли, потом протирали, затем сушили, сворачивали в рулончик. Потом начали предварительно взбивать пюре. Кода-то эта пастилка шла на соусы и даже на супы, а с промышленным производством сахара появились конкретные сладости. Такую пастилу на взбитом пюре готовили только в трех городах, и коломенская, пожалуй, была самой известной.

Здесь всё умеют превратить в небольшой музей. Великое ли дело — приготовить своими руками мыло? Нет, любая женщина сможет. Но обрамить это все любовно собранными старыми вещами, да еще с юмором преподать, как урок химии в старой гимназии — то это совсем другое дело.

Реклама

Если абстрагироваться от архитектуры — «чистая Европа», ощущение чистоты, ухоженности, серьезности, деловитости, улыбчивости, вживания в свою землю и открытия миру. Ощущение уверенности в завтрашнем дне и любви к сегодняшнему.

Реклама

Очень хороший город. В советское время он был закрытым — оборонка там была серьезная (может быть, именно поэтому Коломна не вошла в Золотое кольцо России), но сейчас — доступный и открытый, любимый и обихоженный жителями, он — шедевр.

Что еще почитать по теме?

Золотое кольцо России. Откуда пошло такое название?
Золотое кольцо России: сколько городов в него входит?
Золотое кольцо России. Что посмотреть туристу в Ростове Великом Ярославской области?

Реклама