Да и при советской власти далеко не все исторические места разрушались. В результате в первозданной красоте сохранились не только древнейшие христианские памятники, но и языческие.
Привычная всем Ярославская дорога известна как «дорога царей», именно по ней отправлялись в Троице-Сергиеву лавру. Но какие-то дороги-тропинки во всех этих местах были издавна.
Говорят, что в Переславском районе находятся сразу несколько Синих камней. И, в отличие от легендарной Каменной Бабы Берендеева болота — прекрасно сохранились. 100 лет назад эту Каменную Бабу еще вроде видели, а потом она куда-то исчезла. Так ведь болото Берендеево, таинственное и сказочное, может быть, нужно только захотеть увидеть? Не случайно
«Берендей потому мудрый царь, что заставил себе служить всё, что люди называют злом: комары, слепни, гнус, и топь, и кочки — всё это охраняет Берендеево царство от вторжения недостойных людей. Поэтому попасть в Берендеево царство всё равно, что в Невидимый град: надо потрудиться, надо быть сильным и чистым сердцем».
Баба исчезла, а вот священные камни язычества сохранились. Причем сохранялись камни каким-то чудом и тогда, когда от них пытались избавиться в христианские времена.
Самый известный Синь-Камень — прямо на Плещеевом озере.
Синь-Камень, как и священные Камни-Следовики, — предмет языческих культов финно-угорского племени меря и древних славян. Еще когда на берегу Плещеева озера был летописный город Клещин, камень почитался как вместилище душ. Бугорки, канавки, выемки и «чаши» камня почитались отдельно, возможно, как вход в страну мертвых.
Серые валуны, отливающие синевой, в карело-финской мифологии всегда связывались с верховным божеством Укко. Бог-громовержец строго следил и за урожаем, поэтому был предельно важен для всех жителей. Требовал он и жертвоприношений, каких — неизвестно. Но и сейчас Синь-Камень «угощают» вездесущие туристы.
С распространением христианства от камня пытались избавиться. Его зарывали — но эрозия почвы выталкивала его наружу, он тонул — но волны вновь приносили его на берег. По легенде эту 12-тонную громаду даже пытались сбросить по указанию Василия Шуйского с Александровой горы — другого языческого места. Но валуну все нипочем.
А Александрова гора когда-то прозывалась Ярилиной (Ярилина гора, Ярилина плешь), и не случайно: там были игрища с куклой Ярилы. Там же, говорят, могут быть зарыты сокровища. Один-то клад точно нашли — монастырский, зарытый перед Смутой. А еще нашли остатки стен древнего монастыря, основанного Александром.
Ярилина гора стала Александровой, потому что на ней провел свое детство Александр Невский.
Основал Переславль-Залесский Юрий Долгорукий — как и Москву, как и множество других городов. А определение Залесский — означает то, что находилось «за лесом» по отношению к Киевским землям.
Шесть раз город сжигали ордынцы. Известно, что по Северо-Восточной Руси крепко прошелся темник
Разоряли Переславль и поляки. Впрочем, и отпор они тоже получали хороший. Неподалеку от города есть село Давыдово, у которого были разбиты отряды Сапеги.
Так что немалый, значительный кусок русской истории связан с древним городом Переславлем и его окрестностями. Но самые важные вехи — это «царские истории»: история князя Александра Невского и история «потешного», но неумолимого становления российского флота при
Александр Ярославич Невский — князь, полководец и святой — здесь родился, провел детство. Сын Ярослава Всеволодовича появился на свет в мае 1220 года. Надо полагать что горка, по которой он бегал, тогда еще называлась не Александровой, а Ярилиной. Деяния, подвиги и житие Александра довольно хорошо известны.
Эпоха братоубийственных распрей и монголо-татарского нашествия. Делить власть — не менее сложно, а часто и более кроваво, чем противостоять нашествиям. А тут все сразу.
Владимиро-Суздальская земля уже тогда была больше Англии, а Переславль (тогда Переяславль) был одним из крупнейших городов и крепостью. 2,5 километров земляного вала, рвы и башни — это было серьезное военное сооружение, которое частично сохранилось (кольцо валов).
Еще маленьким ребенком Александр прошел обряд — княжеский постриг, который «учинил» сыновьям отец. Ребенку подрезали кудри и посадили на коня — с тех пор он покидал женскую половину свой матери и уходил под руководство боярина-воспитателя. Это был уже маленький четырехлетний мужчина, будущий воин, которому, правда, еще предстояло научиться читать, считать и писать.
Княжеских хором, конечно же, не сохранилось. А вот собор — переславский Спасо-Преображенский собор, заложенный еще Юрием Долгоруким еще в 1152 году, стоит на главной площади города. Очень древний, лаконичный, одноглавый, белокаменный — он сохранился во всей своей красе.
А перед собором — памятник Александру. Мне нравится, что в нем тоже нет ничего монументально-грандиозного, а есть строгость и простота.