Переславль-Залесский. Берендеи, Александр Невский и Петр: как их помнит город? Часть 2

Реклама

Те трассы, которые ведут от Москвы на Запад, все обагрены кровью, все изранены — что Волоколамка, что Смоленское шоссе, что Ленинградка. Дороги, которые ведут на Северо-Восток — более спокойные. Во Владимирской и Ярославской областях есть места, куда не только немцы или французы, но даже поляки не доходили, и даже Золотая Орда не добиралась.

Перейти к первой части статьи

Да и при советской власти далеко не все исторические места разрушались. В результате в первозданной красоте сохранились не только древнейшие христианские памятники, но и языческие.

Привычная всем Ярославская дорога известна как «дорога царей», именно по ней отправлялись в Троице-Сергиеву лавру. Но какие-то дороги-тропинки во всех этих местах были издавна.

Говорят, что в Переславском районе находятся сразу несколько Синих камней. И, в отличие от легендарной Каменной Бабы Берендеева болота — прекрасно сохранились. 100 лет назад эту Каменную Бабу еще вроде видели, а потом она куда-то исчезла. Так ведь болото Берендеево, таинственное и сказочное, может быть, нужно только захотеть увидеть? Не случайно

Реклама
М. Пришвин писал в «Дневниках»:

«Берендей потому мудрый царь, что заставил себе служить всё, что люди называют злом: комары, слепни, гнус, и топь, и кочки — всё это охраняет Берендеево царство от вторжения недостойных людей. Поэтому попасть в Берендеево царство всё равно, что в Невидимый град: надо потрудиться, надо быть сильным и чистым сердцем».

Баба исчезла, а вот священные камни язычества сохранились. Причем сохранялись камни каким-то чудом и тогда, когда от них пытались избавиться в христианские времена.

Самый известный Синь-Камень — прямо на Плещеевом озере.

Синь-Камень, как и священные Камни-Следовики, — предмет языческих культов финно-угорского племени меря и древних славян. Еще когда на берегу Плещеева озера был летописный город Клещин, камень почитался как вместилище душ. Бугорки, канавки, выемки и «чаши» камня почитались отдельно, возможно, как вход в страну мертвых.

Реклама

Серые валуны, отливающие синевой, в карело-финской мифологии всегда связывались с верховным божеством Укко. Бог-громовержец строго следил и за урожаем, поэтому был предельно важен для всех жителей. Требовал он и жертвоприношений, каких — неизвестно. Но и сейчас Синь-Камень «угощают» вездесущие туристы.

Реклама

С распространением христианства от камня пытались избавиться. Его зарывали — но эрозия почвы выталкивала его наружу, он тонул — но волны вновь приносили его на берег. По легенде эту 12-тонную громаду даже пытались сбросить по указанию Василия Шуйского с Александровой горы — другого языческого места. Но валуну все нипочем.

Реклама

А Александрова гора когда-то прозывалась Ярилиной (Ярилина гора, Ярилина плешь), и не случайно: там были игрища с куклой Ярилы. Там же, говорят, могут быть зарыты сокровища. Один-то клад точно нашли — монастырский, зарытый перед Смутой. А еще нашли остатки стен древнего монастыря, основанного Александром.

Ярилина гора стала Александровой, потому что на ней провел свое детство Александр Невский.

Основал Переславль-Залесский Юрий Долгорукий — как и Москву, как и множество других городов. А определение Залесский — означает то, что находилось «за лесом» по отношению к Киевским землям.

Шесть раз город сжигали ордынцы. Известно, что по Северо-Восточной Руси крепко прошелся темник

Реклама
Батыя, монгольский военачальник по имени Бурундай. Бывают же совпадения. Противостоять неумолимому мощному напору не смоли ни славяне, ни берендеи, и дальше Бурундай участвовал в осаде Киева, пошел «на Литву», захватив Галицко-Волынское княжество и польский город Люблин. Опять же волею судеб Бурундай появляется действующим лицом еще в одной опере Римского-Корсакова — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Разоряли Переславль и поляки. Впрочем, и отпор они тоже получали хороший. Неподалеку от города есть село Давыдово, у которого были разбиты отряды Сапеги.

Так что немалый, значительный кусок русской истории связан с древним городом Переславлем и его окрестностями. Но самые важные вехи — это «царские истории»: история князя Александра Невского и история «потешного», но неумолимого становления российского флота при

Реклама
Петре.

Александр Ярославич Невский — князь, полководец и святой — здесь родился, провел детство. Сын Ярослава Всеволодовича появился на свет в мае 1220 года. Надо полагать что горка, по которой он бегал, тогда еще называлась не Александровой, а Ярилиной. Деяния, подвиги и житие Александра довольно хорошо известны.

Реклама

Эпоха братоубийственных распрей и монголо-татарского нашествия. Делить власть — не менее сложно, а часто и более кроваво, чем противостоять нашествиям. А тут все сразу.

Владимиро-Суздальская земля уже тогда была больше Англии, а Переславль (тогда Переяславль) был одним из крупнейших городов и крепостью. 2,5 километров земляного вала, рвы и башни — это было серьезное военное сооружение, которое частично сохранилось (кольцо валов).

Еще маленьким ребенком Александр прошел обряд — княжеский постриг, который «учинил» сыновьям отец. Ребенку подрезали кудри и посадили на коня — с тех пор он покидал женскую половину свой матери и уходил под руководство боярина-воспитателя. Это был уже маленький четырехлетний мужчина, будущий воин, которому, правда, еще предстояло научиться читать, считать и писать.

Реклама

Княжеских хором, конечно же, не сохранилось. А вот собор — переславский Спасо-Преображенский собор, заложенный еще Юрием Долгоруким еще в 1152 году, стоит на главной площади города. Очень древний, лаконичный, одноглавый, белокаменный — он сохранился во всей своей красе.

Реклама

А перед собором — памятник Александру. Мне нравится, что в нем тоже нет ничего монументально-грандиозного, а есть строгость и простота.

Реклама