Как хорошо, что это не моя головная боль. Как хорошо, что мне нет необходимости срочно обзаводиться собственным мнением. А также его отстаивать. Представлю небольшое описание города.
На данный момент мне достаточно пробежаться по очередному каталонскому городу. Точнее, уже просто вспомнить и об этой пробежке.
Вик — городок в нашем понимании крохотный, 37000 жителей. Но зато есть собственный университет. Да и маленьким быть не так плохо, это особенно почувствовали горожане после розыгрыша Испанской Рождественской лотереи в 2005 году. Волею счастливого случая они единовременно выиграли 500 миллионов евро.
Вик не курортный, но вполне туристический город, гулять — одно удовольствие. Его иберский период пока остается мне не до конца ясным: известно, что здесь жили авсетаны (предположительно иберское племя), от них осталось название комарки (района, региона) — Осона.
А вот римский период города сам смотрит на тебя во все глаза, являя историческое наследие.
Во-первых, это мост. Сохранившиеся римские мосты вызывают у меня оторопь.
Во-вторых, это языческий храм. Самое удивительное — это то, что этот храм на протяжении многих столетий был особо никому не интересен. Он был частью замка, казармой, тюрьмой, а об исторической ценности никто никогда не задумывался. Только к концу XIX века его заново «открыли» и определили, что это языческий римский храм II века. Даже какому богу здесь молились римляне — до сих пор неизвестно. Может быть, Юпитеру, а возможно, что и Минерве или Юноне. Но храм грандиозный. Расцвет империи, христианство еще преследуется.
Не тронули храм и арабы, которые прилично разрушили весь остальной город. Но очень быстро Вик становится частью Испанской марки, отделяющей государство франков от мусульманской Испании. Вновь город отстроился и заселился при Вифреде Волосатом — так и появилось графство
Необычна и главная площадь. Впервые в Европе вижу (и не знаю, есть ли аналоги) площадь из песка. Не мощеную, как во всем мире (и десятки раз мощеную-перемощеную, как в Москве), а песочную.
Здесь же и торгуют еженедельно — главным образом, своей знаменитой колбасой, толстенной и свежей. Есть даже вид колбасы имени города — Vic fuet (fuet de Vic). В ней нет паприки, как в традиционном чоризо (чорисо), зато может встретиться анис.
Неподалеку от главной площади высится древний Собор апостола Петра. Первые сообщения о нем относятся к IX веку, а в XX-м его расписывал знаменитый каталонский художник Хосе Мария Серт. До этого он расписывал многие известные здания по всему миру, а также сотрудничал с Сергеем Дягилевым в его Русских сезонах в Париже. Обе жены каталонского художника-монументалиста были родом из Российской империи. Мися Серт — Мария Киприановна Годебская, она же — «Королева Парижа», известна и сама по себе, и как пианистка, и как хозяйка салона, и как меценатка, и как модель всех известных живописцев своего времени, и как прототип героинь самых знаменитых романов.
Хотя Серт и Мися снова сошлись к началу 40-х годов, жили они по большей части раздельно и похоронены в разных местах. Сам Хосе Серт похоронен как раз в испанском городе Вик, в соборе, который расписывал. Три раза расписывал, потому что горело и разрушалось, потому что пришло время гражданской войны.
Его фрески украшают самые знаменитые здания в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Париже и Брюсселе. Хосе Серт — признанный, выдающийся художник. Да и Мария Киприановна французами отнюдь не забыта: 4 года назад стали выпускать французские духи Chanel Misia — в ее честь. Но о Мисе говорят с удовольствием, а вот о ее муже — с осторожностью.
Причина здесь простая: к концу жизни Серт претерпел некоторую эволюцию взглядов. Считается, что каталонец Серт стал поддерживать генерала Франко. И это не могут забыть. Гражданская война ведь никогда не прекращается с последним залпом, она часто продолжается долго и тихо. В умах и сердцах.