Наше сердце стучит на протяжении всей жизни. Мерное тук… тук не покидает нас ни на минуту, сопровождая повсюду и везде. Но вот однажды, оно замирает, а вместе с ним и весь организм человека. Наступает смерть. А потом, спустя неопределенное время (приблизительно лет через 50), сердце этого человека вновь стучит, перекачивает кровь, обогащенную кислородом, который насыщает клетки головного мозга. Глаза снова видят, в легкие снова поступает воздух, и человек снова жив! Возможно ли такое воскрешение, — жизнь после смерти много лет спустя?
Это невозможно! Но только пока. Способны ли мы будем в будущем оживлять мертвых? Может быть. На данный момент человечество научилось сохранять мертвое тело, но не оживлять его.
Волшебное воскрешение to be continued
Крионика — это практика заморозки обреченных на смерть пациентов до ультранизких (криогенных) температур и их дальнейшего сохранения в жидком азоте. Сторонники крионики полагают, что так можно сохранить пациентов до того времени в будущем, когда станет возможной репарация клеток, регенерация тканей и восстановление всех функций организма и здоровья в целом.
На первый взгляд, перед крионикой действительно открываются колоссальные перспективы. Нужно просто дождаться эволюции медицины и вновь вернуться в жизнь. Только есть одно но…
Для начала нужно умереть
Заморозка тела человека называется криостаз — это «фиксация структуры тканей человеческого организма путем замораживания до криогенных (ультранизких) температур».
Но прежде чем прейти непосредственно к криостазу, давайте разберемся, что же такое «смерть»?
Биологическая смерть — полное прекращение всех обменных процессов в организме, необратимое изменение тканей и органов.
Биологическая смерть — явление необратимое. А как насчет личности? Возможно ли сохранение собственного «Я» и памяти о прошлом после смерти? Личность человека — это, прежде всего, его долговременная память, потому что именно в ней фиксируются процессы обучения, развития человека, его изменения как личности. Чтобы сохранить человека как личность, возможно, достаточно будет только сохранить информацию о пространственном распределении связей между нейронами в головном мозге.
После прекращения функционирования мозга многие клетки его некоторое время продолжают оставаться живыми. После смерти нервной клетки ее структура, а также многие молекулы и органеллы (внутриклеточные элементы) сохраняются еще длительное время (до нескольких десятков часов). Как сохраняется и структура связей между клетками.
Таким образом, можно предположить, что информация, описывающая человека как личность, сохраняется достаточно длительное время (по крайней мере, несколько часов) после его биологической смерти.
Итак, предположим, личность сохраняется еще некоторое время, но как быть с остальным организмом, чьи разрушения фатальны? Или нет? Смерть, по мнению сторонников крионики, — процесс, состоящий из следующих этапов:
1. Прекращение функционирования организма как целого (что обычно понимается под термином «мертвый» — такое понимание осталось нам в наследство от медицины и практического опыта людей прошлого), при этом многие органы и клетки продолжают работать, и разрушение их структур еще не началось.
2. Частичное разрушение структуры организма;
3. Полный, необратимый, распад структуры организма (так термин «мертвый» будет пониматься медициной будущего, так он понимается уже сейчас сторонниками крионики).
При наличии совершенной технологии реанимации (не существующей сейчас, но вполне возможной в будущем), обеспечивающий «капитальный ремонт» организма, возможно полное восстановление функций организма, находящемся на втором этапе, и его возврат к жизни,
Теперь вернемся к процессу криостаза (замораживания):
1) В тело через кровеносную систему вводятся химические вещества (криопротекторы), уменьшающие повреждения тканей от замораживания.
2) Затем тело постепенно охлаждают до температуры жидкого азота (-196 град.).
3) И потом помещают в криостат (сосуд Дьюара или большой термос) с жидким азотом. При такой температуре оно может храниться практически без изменений в течение сотен лет.
В таком состоянии человек и будет дожидаться будущего.
Скачок в будущее
А сейчас, давайте перенесемся в будущее и попытаемся представить, каким способом медицина будущего будет воскрешать замороженных людей. Наиболее перспективным считается следующий сценарий оживления:
1.В замороженное тело внедряется огромное количество (миллионы миллиардов) молекулярных роботов (их совокупный вес составит около 0,5 кг).
2.Они анализируют повреждения, возникшие в клетках организма при его смерти, бальзамировании и хранении. При необходимости они обмениваются информацией между собой, а также с контролирующим их деятельность суперкомпьютером, расположенным вне тела.
3.На основе этого анализа молекулярные роботы производят исправление всех этих повреждений (разбирают сшивки внутри и между молекулами, восстанавливают клеточные мембраны и органеллы
4.По окончании работы молекулярные роботы покидают оживленное тело (например, так же, как это делают вирусы гриппа и некоторые другие вирусы — через кровеносную систему и дыхательные пути).
По современным оценкам подобная процедура может занять несколько месяцев. Предположительно, технология для ее реализации будет готова через 50 лет.
При вышеизложенном развитии событий «Бессмертие» кажется реальной вещью. Но не решенными остаются некоторые вопросы и, увы, не научного характера.
Ложка дегтя или верующего скептицизма
Вся теоретическая часть крионики основывается на мысли, что человек — существо сугубо биологическое, не имеющее никаких иных проекций.
Но обратимся к вере. В любой религии неоспоримо присутствует факт существования Души. Итак, предположим, что Душа существует, и в момент смерти покидает наше тело. Тогда как можно оживить человека, не вдохнув в него жизнь, то есть сущность этого самого человека?
Если следовать за наукой и придерживаться религиозных канонов, то в будущее отправится в замороженном теле сохраненная личность и только. Ряд информации, памяти, опыта и развития, но не подкрепленный душой — сущностью человека. Будет ли такой человек полноценным? Нет. Это будет существо без души, следовательно — живой мертвец! Да, он будет: помнить, думать, говорить, развиваться; но не быть кем-то больше. В нем будет отсутствовать самый главный винтик, который и делает нас людьми.
Эпилог
Что ж, нам, верующим, неверующим и тем, кто находится посередине, остается только ждать, когда «великий и ужасный» прогресс начнет оживлять наших мертвецов. Возможно, с первым воскресшим человеком мы обнаружим Бога наверху, или же поймем, что одиноки, и нет никакого божьего промысла в нашем существовании.
На этой невеселой ноте я заканчиваю свой крестовый поход в «Бессмертие». И желаю вам всегда слушать свою душу и сохранять личность.
До встречи.