Санкт-Петербург. Какое здание на Дворцовой площади самое неприметное?

Реклама
Грандмастер

Неоднократно приходится слышать, что Санкт-Петербург возводился по единому плану, утвержденному едва ли не самим Петром I. Это, конечно, не так. Первые сто лет город строился и перестраивался довольно стихийно.

На островах Невской дельты (а было их в XVIII веке, как считается сейчас, 101) без всякой системы возводились дома, дворцы, различные здания военного и промышленного назначения. Многие острова соединялись друг с другом мостами. Кое-где засыпались протоки, и на месте нескольких мелких островов появлялся один крупный. И только во второй половине XIX века город стал принимать тот «строгий, стройный вид» имперской столицы, которым славится до сих пор.

При этом случалось так, что одно и то же место в разное время строили и перестраивали несколько разных архитекторов. И если у зодчих хватало мастерства и такта по отношению к предшественникам, возникали удивительные ансамбли, которые, казалось, были заранее так и задуманы.

Реклама

Одним из примеров такого единого архитектурного ансамбля является Дворцовая площадь — центральная площадь Санкт-Петербурга. Она известна всем по множеству фотографий и кинофильмов.

Площадь велика и величественна. В северной ее части находится Зимний дворец. Современное здание Зимнего дворца — пятое из построенных на этом месте. Оно возводилось в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли (1700 — 1771). Здание барочное, и потому его фасад обильно и затейливо украшен. Сейчас фасад голубовато-зеленого цвета, однако за прошедшие 200 лет Зимний дворец раскрашивали по-разному.

Реклама

Спустя почти 50 лет напротив Зимнего дворца начали строить здание Главного штаба. Огромной подковой оно замкнуло южную часть площади. Главный штаб построили в 1819—1829 годах под руководством архитектора К. И. Росси (1775—1849). Здание состоит из двух трёхэтажных корпусов, соединенных триумфальной аркой. В отличие от Зимнего дворца, оно построено в стиле классицизма, и как большинство правительственных зданий Российской Империи его окрашивали в светло-желтой с белым гамме. Большое пространство, разделявшее Зимний дворец и Главный штаб, гасило противоречие стилей и контраст цветов.

К. И. Росси спланировал не только новое здание, но и весь вид площади. По его мнению, в центре получившейся огромной площади следовало поставить какой-нибудь величественный памятник. Таким памятником стала Александровская колонна, гранитный монолит с бронзовой статуей ангела на вершине. Колонна высотой 47.5 метров стоит на высоком, почти трехметровом, пьедестале и держится в вертикальном положении только силой своего веса. А это — 600 тонн! Александровская колонна была воздвигнута в 1834 году архитектором

Реклама
Огюстом Монферраном (1786—1858), тем самым, что строил Исаакиевский собор.

Колонна была построена в модном в те годы стиле ампир. И снова большое пространство площади сгладило разностилье. Если воспользоваться метафорой «Архитектура — застывшая музыка», все сооружения Дворцовой площади пели в унисон.

Реклама

Таким образом, к 1834 году ансамбль центральной площади Российской Империи почти сложился. Ее северная и южная части были застроены величественными зданиями, а центр был отмечен выдающимся монументом.

И все же ансамбль площади завершен не был. Чтобы площадь в архитектуре города воспринималась именно как площадь, ее следовало замкнуть с восточной стороны, со стороны набережной реки Мойки.

Нельзя сказать, что здесь, вдоль улицы Миллионной, не было строений. Были! Но они были невелики и потому терялись на возникшей величественной площади.

В начале 1840-х годов за застройку восточной части площади взялся архитектор Александр Павлович Брюллов (1798—1877), старший брат известного художника

Реклама
Карла Брюллова (1799—1852). К тому времени он был уже опытным архитектором. Среди прочего по проекту А. П. Брюллова был воздвигнут первый памятник Севастополя, памятник подвигу брига «Меркурий».

В 1843 году здание, замыкавшее Дворцовую площадь, было построено. Здесь разместили Штаб Гвардейского корпуса.

Реклама

Петр I учредил гвардию в 1700 году. Первыми гвардейскими полками стали бывшие «потешные полки» юного московского царя. Поэтому они носили названия подмосковных вотчин семейства Романовых: Семеновский, Преображенский, Измайловский. Эти полки размещались в новой столице империи, и до 1825 года, до восстания декабристов, гвардия была инициатором всех дворцовых переворотов и всерьез влияла на российскую историю. В 1830-е годы все гвардейские полки объединили в один Гвардейский корпус, командование которого было решено разместить рядом с Зимним дворцом.

Обычно архитектор стремится сделать возводимое им здание запоминающимся. Перед А. П. Брюлловым же стояла другая задача. Его проект не должен был нарушить уже сложившегося за 70 лет «созвучия» Дворцовой площади. Здание должно было выполнять свою функцию, но при этом никаким образом не выделяться на фоне уже существующих сооружений. Если вдуматься, такая задача для любого архитектора более сложная.

Реклама

Но А. П. Брюллов с этой задачей справился, и справился мастерски. Четырехэтажное здание, построенное в стиле классицизма, замыкает Дворцовую площадь и при этом остается малоприметным для зрителя. Если, опять же, продолжить сравнение архитектуры и музыки, Брюллов тихим аккордом закончил мелодию, начатую Растрелли, подхваченную Росси и возвышенную до истинного форте Монферраном.

Очевидная неприметность здания Штаба Гвардейского корпуса известна не только архитекторам и знатокам города на Неве. Ее издавна использовали оформители праздничных мероприятий. Еще в советское время на здании Штаба гвардейского корпуса размещали крупномасштабное панно, благодаря чему здание, неприметное в обычные дни, вдруг становилось ярким цветовым аккордом праздника.

Реклама