В рамках гетто евреи имели дело с еврейскими властями и рассматривали другие власти как чуждые и враждебные. Потому основная масса людей Израиля не поддавалась ассимиляции. Они предпочли остаться «избиваемым всеми отрядом», как говорил про них Пастернак словами Лары.
Да! Их били все, кому не лень. Подводя итог темному времени, можно сказать, что власть и церковь относились к иудаизму как к крепости. Ее необходимо постоянно держать в осаде и даже вводить войска со всеми вытекающими — погромы, грабежи, порой прямое уничтожение… Погромы и геноцид, когда христианские казаки Богдана Хмельницкого вырезали сотни тысяч от мала до велика, сопровождали историю народа столетиями. В те дни священники о
Лютер сломал запретительные каноны католической церкви, и лютеране достаточно быстро овладели умением евреев давать в долг под процент. Евреи постепенно скатились к состоянию, вызывающему к ним только жалость и презрение. «Ко мне постучался презренный еврей», — писал
Революционная Франция предложила всему миру картину полной эмансипации, и этому примеру последовало большинство стран. Началось возрождение евреев как нации, способной занять свое место в ряду других, несмотря на то что антисемитизм европейских народов никуда не делся. Но теперь на стороне евреев были законы!
С позиций истории человечества евреи в кратчайший период стали силой в Европе. С ними нельзя было не считаться. Они копили много золота, они строили дворцы, заказывали картины, писали книги, музыку. Они кредитовали даже Папу римского, и
Еврей, лишь недавно вышедший из гетто, прошел там суровую школу и потому оказывался более приспособленным к борьбе за жизнь. Ведь вырваться за пределы своего круга могли далеко не все евреи из многих тысяч. Только те, кто проявил исключительную способность к обогащению, благодаря умению извлекать выгоду из любой ситуации. Потому они оказывались на голову выше местных купцов и ремесленников.
Таких было сравнительно немного, но антисемиты кричали обо всем народе! Они не делали разницы между чудовищной беднотой еврейских местечек и роскошью еврейских нуворишей. Для них все евреи были одинаковы.
Выход евреев из гетто вызвал смятение во всей Европе. Вот тогда в Европе заговорили о расе, о чистоте крови — это была ответная реакция на наступление евреев по всем фронтам. Заговорили о том, что бояться надо не явного еврея, но скрытого, скрывающего свою сущность, растворившегося в половинках и четвертинках… Бояться надо еврея, отринувшего от себя свою веру и ставшего атеистом, пошедшего в революцию, в террор!.. Он враг человечества, и мысли его только о всемирном господстве его расы.
В Европе ХIХ века распространилось мнение, что евреи победили мир западной цивилизации и поработили его. Казалось, никто не может остановить еврейскую миссию и диктатура евреев — лишь вопрос времени. Евреи становились хозяевами жизни, а народы превращались в их рабов. Достаточно было открыть большинство газет того времени, чтобы наткнуться на антисемитские измышления.
У страха глаза велики, потому такие мысли! Это была социальная и политическая паника перед народом, сумевшим противостоять всем преследованиям, благодаря своим расовым качествам.
Не избежала этого и Россия. В 1878 году газета «Новое время» писала о «непреодолимом подъеме жидов». Самодержавие остановило этот подъем с помощью знаменитого указа о «кухаркиных детях», когда были установлены пресловутые процентные нормы. Куда пошли евреи, натолкнувшиеся на баррикады по дороге к образованию? На другие баррикады! Не зря правящие круги отождествляли евреев с революционерами. Монархисты называли их офицерским корпусом революции.
Власть заставила евреев бежать из России. Отрицать этого нельзя. Куда стали бежать евреи? Куда угодно! У еврея уже в крови была свобода перехода из одного государства в другое. В Штатах они преобразили страну. Америка при них сделала такой рывок, равного которому не было! Сколько потеряла Россия из-за их отъезда, мы уже не узнаем. Тогда же заговорили о земле обетованной и первые поселенцы из России появились на земле пустынной Палестины.
Но миллионы остались. И тысячи из них приняли самое активное участие в перевороте 1917-го и последующих событиях. Евреи сегодня не любят, когда им напоминают об этом отрезке истории. Их можно понять — особо гордиться нечем. Классифицируем наиболее активных деятелей революции: Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин, Дзержинский, Зиновьев, Каменев. Четыре еврея, один грузин, один поляк, один русский. И то не чистокровный. Однако здесь вступает в силу закон, согласно которому преступление одного еврея является преступлением всего народа, а преступление одного русского или немца является преступлением данного человека и не более того.
Обвинения евреев в том, что они сделали революцию, нелепы по меньшей мере. Октябрьский переворот сделали Первая мировая война, популизм большевиков — гениально найденные лозунги типа «мир народам», «земля крестьянам», и десятки тысяч солдат-резервистов, не желавших гнить в окопах.
Не евреи создали русское цунами, они просто не могли этого сделать в силу своей малочисленности, но они были его частью. Не было еврейских полков, даже рот. Были латышские, китайские, русские полки и дивизии… А «комиссары в пыльных шлемах» выделялись обличьем, потому запоминались, хотя их было сравнительно мало.