Как эта картина оказалась здесь? Как оказался сам Шагал? Попробуем разобраться. Все-таки городок Тосса де Мар был обычным небольшим городом на каталонском побережье Испании. Природа, крепость, море — но таких городков много, однако именно Тосса стала центром притяжения многих известных людей. По причине, все-таки до конца не понятной, ведь и добираться сюда было трудно, и экономически городок потихоньку терял многие свои возможности.
Еще в XIX веке здесь было важное производство пробки для закупорки вин. Тем и жили, а также рыболовством и каботажной торговлей. Когда большая часть деятельности стала невостребованной, до трети жителей была вынуждена эмигрировать в Америку
. Новый внезапный расцвет маленького города пришелся на ХХ век, на период между войнами, когда сюда вдруг потянулись художники со всей Европы.Но именно здесь в 1935 году открылся музей — в старом доме бывшего губернатора. Он существовал при поддержке частных лиц и автономного правительства Каталонии. Почему именно здесь, в крохотном городке начала собираться коллекция современного искусства — неизвестно. Но возможно, именно в этом маленьком городе неожиданно еще раньше стали собираться и встречаться художники.
Можно было бы сравнить Тоссу с Коктебелем времен Максимилиана Волошина. Здесь все это происходило несколько позже, относилось больше к живописцам, причем из разных стран, и имело более массовый характер.
Кстати, попасть в городок было не так просто, автострад никаких еще не было, и сама поездка становилась приключением. Испанский городок Тоссу тогда назвали «Вавилонским Столпотворением всех искусств». Съезжались отовсюду, из разных стран Европы, говорили на разных языках, относились к разным направлениям в искусстве: импрессионизм, кубизм, супрематизм и все прочие возможные и невозможные -измы. Что не мешало им прекрасно понимать друг друга: попивая местное вино, мешая языки, они обсуждали важнейшие вопросы мироздания и своего ремесла, хвалили красоты природы, мощь крепости, работы друг друга — да мало ли что найдется похвалить!
Марк шагал жил в Тоссе в 1933—1934 годах.
Но вот почему он писал Витебск? Видимо, без Витебска не мог. Его «Небесный скрипач» — одна из самых
Покидая «зал одной картины», зал Шагала, бежишь по прочим залам, где располагаются картины современных каталонских художников. И резко останавливаешься.
Ольга Сакарофф, Ольга Сахарова, родилась в Тбилиси, умерла в Барселоне. Она так и числится — одновременно русской, французской и каталонской художницей: «Русские художники в Париже», «Женщины испанского авангарда»
Ольга Николаевна провела в Тифлисе (тогда — Российская империя) первые свои 20 лет, еще до революции уехала в Германию, чтобы учиться живописи. Вышла там замуж за художника Отто Ллойда (родственника Оскара Уайльда), переехала с ним в Париж, затем — в Испанию.
В 1964 году Ольга Сахарова Городским советом Барселоны была награждена серебряной медалью города. Ее работы на постоянной основе находятся в экспозиции Национального музея каталонского искусства в Барселоне. Одна работа — все в том же музее города Тосса де Мар. Немного наивная (по стилю, не по содержанию) картинка каталонской сельской жизни.
Те, кто едет из Барселоны во Францию или наоборот, всегда могут остановиться на полпути (100 километров от Барселоны в одну сторону и столько же до Франции в другую) на час, на день, на неделю, в зависимости от желания и возможностей — в Тоссе де Мар есть что посмотреть.
В любом случае нужно понимать, что во многих странах, в том числе и в Испании, нет такого слегка пренебрежительного понятия «провинция», как в России. То есть само понятие есть, нет такого отношения — немного фатального, безнадежного. Каждый городок важен, каждый прекрасно ухожен — даже если это и не курортный городок у моря. Если есть проблемы с занятостью (а в Испании серьезные проблемы с безработицей), то люди не опускают руки, да и власти вынуждены пошевеливаться. Каждое место заслуживает любви своих жителей (даже если они его покидают) и уважения со стороны других.