К тому же этот крохотный испанский городок первым в стране отказался от корриды. Почему — до конца не ясно, но очевидно, сыграл роль человеческий фактор, нашелся конкретный человек, обладавший даром убеждения и достаточным влиянием в обществе.
Таким образом, на протяжении тысячелетий маленький город в Испании дает о себе знать всему миру, хотя, казалось бы, серьезных оснований для этого не было. Да, природа — море, горы, буйство зелени. Да, климат — как и во всей Каталонии мягкий, теплый, при этом не угнетающе жаркий.
История города началась очень давно. Люди здесь жили со времен палеолита, главным их занятием на протяжении всего времени было сельское хозяйство и рыболовство. Оставили свои следы иберы, кельты и кельтиберы. Жили и греки, от них, возможно, происходит местный танец, который танцуют в праздники — сардана. Танцуют в круге, взявшись за руки, — это действительно могут быть отголоски очень древних эллинских традиций.
Пришли римляне и превратили Тоссу в гавань. В римские времена город назывался Турисса. Раскопки привели к открытию римской виллы I−IV веков нашей эры. Полностью сохранилась плита с мозаикой вестибюля виллы, на ней можно прочитать имя владельца дома — Виталис, имя мастера — Фелисес. Если бы сейчас мастера-плиточники оставляли на плитке свои имена, глядишь, и плитка бы держалась тысячи лет. Оставить свое имя для вечности — обязывает к предельной ответственности.
Сейчас Римская Вилла — тоже музей под открытым небом.
Рим пал. «Римская Турисса» закончила свое существование к VII в. нашей эры, по всей видимости, сгорела в период каких-то военных действий. По поводу следов присутствия вестготов ничего не известно. От владычества арабов Каталония, в отличие от остальной Испании, освободилась довольно быстро. Началась история испанской Тоссы. Века проходили, люди продолжали заниматься своими делами, но тут подошла эпоха пиратства.
Недооценивать эту эпоху нельзя: несколько веков морского разбоя, нападения на прибрежные города, торговля живым товаром — все это заставило мобилизовать свои силы не только правителей разных стран, но и всех жителей.
Пираты из Северной Африки хозяйничали по многим морям. Представить себе, что арабские охотники за рабами могли захватить плен 400 жителей Исландии, и сейчас нелегко. А уж Средиземноморье чувствовало себя как на вулкане. Или как в дикой степи русского Средневековья. Марокканские корсары добирались даже до побережья Бразилии, а уж у европейских берегов вели себя как хозяева.
Особенно доставалось Испании. Во-первых, ближе всех. Во-вторых, каталонское и валенсийское побережье освободились от арабского владычества намного раньше остальных регионов, поэтому не исключен и момент мести или новых попыток со стороны мавров. И поэтому же все эти побережья — в древних крепостях или сторожевых башнях. Или отбиваться, или потом собирать деньги на выкуп христианских пленников — других вариантов не было. Интересно, что и среди корсаров были испанцы — те, кто уже был захвачен в плен, принял ислам и выбрал такую свою судьбу.
В целом, исследователи оценивают число европейцев, взятых в плен и проданных на невольничьих рынках в городах современного Туниса, Алжира и Марокко, в более миллиона человек. Что, безусловно, является огромной цифрой. Не сразу пришла идея выкупать, не сразу собирались деньги, многие женщины так и заканчивали свои жизни в гаремах, многие мужчины — на тяжелых работах в плену.
Мигелю Сервантесу, автору всеми любимого Дон Кихота, как известно, повезло: его выкупили из алжирского плена. Пять лет тяжелой жизни, несколько попыток побега — и, наконец-то, договорились и собрали деньги. Родителям, кстати, пришлось выкупать двоих сыновей поочередно.
Вила-Велья — возведенная в XII веке каменная крепость в
Занятно, что многие знатные семьи, которые правили в городе тысячу лет назад, и сейчас живут-поживают в своей Тоссе, и так же занимают важные посты в муниципалитете, их фамилии тянутся и тянутся в веках.
Внутри крепости бурлит жизнь и сейчас: узкие улочки, кафе, музей. Стены, опоясывающие ее, крепкие, временем разрушена только древняя церковь.
Вместо нее в городе воздвигли другую. Собор святого Винсента Сарагосского, построенный XVIII веке, — крупнейший на Коста Браве, и в праздники может вместить в себя все население города. Викентий Сарагосский (Мученик) — раннехристианский святой, в православной церкви день его памяти 11 ноября, в католической — 22 января, и этот день является большим праздником во многих городах католического мира. Именно в Тоссе в этот день — Fiesta Mayor de Sant Vicenç — не только концерты и танцы, ему предшествует днем раньше религиозная процессия Pelegri de Tossa. В целом, это один из самых мощных праздников-карнавалов, в Каталонии каждый город имеет свои собственные традиции, но чтобы посмотреть, нужно приезжать зимой.
Как развивался город раньше и какие люди любили проводить здесь целые годы жизни, можно будет прочитать в другой раз.