Впрочем, в части регионов Испании коррида уже запрещена. Но запрещена — это еще не значит отменена навсегда, тем более что испанцы-левые к каким бы то ни было запретам относятся настороженно — это слово («запрет») как раз не из их лексикона и не из их идеологических установок.
Речь скорее идет о нежелательности не только видеть корриду на своей земле, но и вдохновляться этим праздником, и оплачивать его из своих городских бюджетов. То есть аргументы против корриды включают в себя едва ли не все пункты — от политических и эстетических до экономических. Ничего не изменилось — против шоу с животными в амфитеатре возражал еще Цицерон.
Этот обычай — коррида — мне всегда казался несколько странным, хотя я очень не люблю оценивать чужие
То, что коррида — отголосок каких-то страшно древних традиций, отражение далеких мистерий, было понятно изначально. Но масштаб оказался грандиозным.
Должна сказать, что некоторые языковые вопросы, а также идея о связи митраизма и христианства в последнее время считаются дискуссионными, что, впрочем, никак не нарушает картину в целом.
Знаете ли вы, как переводится всем знакомое слово «кентавр»? «Убиваю быка». Это вам не «ковбой», который всего лишь погонщик, кентавры вполне свирепы. А зачем убивать быка? Вот здесь начинается самое интересное.
Итак, «таурос», «тавр» — по-древнегречески «бык». Как тут не вспомнить древний народ «тавров», проживавших на территории всем нам известной Таврии, или Тавриды (территория нынешнего Крыма). Название этого народа тоже идет от слова «таурос», «бык». Пишут, что тавры также могли сыграть определенную роль в этногенезе древних скифов и впоследствии — славян.
Соответственно, тавромахия — это бой быков, убийство быков; антитавромахия (antitauromaquia) — это общественное движение против корриды.
Несмотря на то что коррида как явление родилась в Испании во вполне обозримом прошлом, сам сюжет об убийстве быка архитипичен. Противостояние Героя и Зверя. Но и
Бык, особенно черный, может рассматриваться и как олицетворение смерти. Именно поэтому матадор обязан демонстрировать к нему всяческое видимое уважение. Бык может быть символом стяжательства: вспомним знаменитого идола из Ветхого Завета. Впрочем, там золотые тельцы — куда более сложный образ.
При этом Бык грозен. Значит, имеет прямую связь с божествами грозы. А в кого превращается Зевс-громовержец? Кого убивает легендарный Гильгамеш? Кем был Минотавр? А как насчет Золотого Тельца? А созвездие Тельца? А зодиакальный знак Тельца? Что делали римские солдаты в своих храмах — митрериумах, а таких храмов в Риме было около 800?
Эти «истории с Быком» насчитывают многие тысячи лет. Специалисты относят «битвы быков» не только к иберам, населявшим территорию Испании в бронзовом веке, тут размах намного шире.
Быков рисовали в пещерах древние европейские художники эпохи палеолита. В Древнем Египте бык почитался как бог Апис. В древнешумерском эпосе о Гильгамеше описана конкретная сцена убийства быка. На территории современной Турции также находят следы древних верований, связанных с быком.
Одно из самых знаменитых чудищ с головой быка — Минотавр — дошло до нас еще со времен минойской цивилизации на острове Крит. Как известно, убил его Тесей.
На острове Кипр найден неолитический рогатый алтарь, к тому же там сохранился обычай делать бычьи маски.
Древние кельты использовали быков в своих ритуалах, главным образом, друиды приносили животных в жертву, чтобы исцелить бесплодие.
Как минимум, ритуальные действа с быками прослеживаются с возникновением митраизма — религии божества Митры, известного и у древних индусов, и у древних иранцев, и у греков эллинистического периода.
Это прото-индо-иранское божество дошло и до наших дней: у буддистов всех школ и направлений самый почитаемый бодхисатва — Майтрейя (Меттея, Майдари). Этот самый чтимый ботхисаттва «вырос» из древнего бога Митры. Сохранились какие-то элементы и в зороастризме.
Со взаимодействием или войнами, пиратством или торговлей митраизм распространился по всему Средиземноморью. Сам бог Митра вполне дружелюбен, это ясно лингвистам из его имени, но вот главное его деяние — тавроктомия, то есть убийство быка. Сцену, когда Митра вонзает нож в бок быка, можно увидеть на многих древних барельефах.
Бога Митру с удовольствием восприняли и адаптировали под себя сначала греки, потом римляне. Древнегреческие боги Гера, Дионис и другие так или иначе связаны с образом быка. В древнем Риме был обычай тавроболии — ритуального жертвоприношения быков и окропления их кровью. В этом ритуале участвовали крупнейшие государственные сановники и жрецы.
С началом нашей эры культ божества Митры распространился по всей Римской империи, особенно в пограничных провинциях. Этого культа придерживались все легионеры. Повсюду они строили митрериумы, где совершали таинства, направленные на получение силы для постоянных побед.
А раз римские военные, то Испания напрашивается сама собой. В испанской провинции римские воины, уходя на покой, часто получали «дачи», тем самым закрепляя культ на этой территории. Также возможно, что бой быков привнес сюда император Клавдий — как замену гладиаторским боям. А вы говорите — Испания…
Как сейчас обстоят дела с корридой в Испании? Продолжение следует…