Вспомните: «Волга-Волга», «Жестокий романс», «Очи чёрные», «День выборов», «Китайский сервиз»… Невозможно переиграть царицу рек русских, и режиссёры с актёрами это прекрасно понимали, заранее отдавая крупной реке главную роль.
«Я понял Россию только тогда, когда увидел Волгу», — сказал немец Бисмарк, бывший когда-то послом в России. Он прав — Волгу обязательно надо увидеть, полюбоваться её мощью и размахом, побродить по её набережным, умыться её водой, подышать её воздухом…
В путешествии, которое мы вам предлагаем, вы сможете не только насладиться видами Нижней Волги (а Нижнюю Волгу, после впадения в неё Камы, действительно можно назвать могучей и поражающей воображение), но и увидеть три прекрасных
Город первый — Самара. Она давно уже не «Самара-городок» из старой песни, а город-миллионер, где всё — самое-самое. В Самаре самый высокий железнодорожный вокзал в Европе, самая большая городская площадь в России (площадь Куйбышева), одна из самых длинных и красивых набережных с семикилометровым пляжем, самое вкусное «Жигулёвское» пиво, а невдалеке — Жигулёвское море, самое крупное водохранилище на Волге и третье в мире по занимаемой территории.
Самара успела побыть, пусть и неофициальной, но столицей страны. Это случилось во время войны, когда в Самару были эвакуированы Верховный Совет СССР и Совет Народных Комиссаров — высшие тогда органы власти. А также весь дипломатический корпус, крупные заводы и фабрики, филармонии и цирки, Большой и Малый театры… Так что даже в то тяжёлое время в Самаре шли концерты, ставились оперы, балеты и спектакли, а на знаменитой набережной играл духовой оркестр.
Самара и сейчас остаётся городом-праздником, с шумной толпой отдыхающих на набережной, с реками свежайшего пива, с потрясающими по красоте закатами на песчаных пляжах, с улыбками на лицах горожан и с очень доброжелательным отношением к гостям города. И на всё это буйное великолепие внимательно смотрит красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни» — памятник ему стоит как раз на набережной.
Почему Сухов? Всё просто — он уроженец этих мест. «Вот, доберусь до Волги, а там и до Самары рукой подать», — так говорил Фёдор Иванович Сухов в фильме. На самом деле, конечно, в Самаре родился и вырос Валентин Ежов — сценарист, который и подарил нам образ героя-красноармейца Сухова…
Город второй в нашем туре — Тольятти. В отличие от праздничной Самары, Тольятти, хоть и стоит на берегу Жигулёвского моря, город-труженик, что можно объяснить одним словом — «АвтоВаз». Как бы мы не смеялись над «Жигулями», «Ладами», «Нивами» и особенно над малюткой «Окой», тысячи этих автомобилей бегают по дорогам нашей, да и не только нашей, страны, не сдаваясь напору многочисленных иномарок. Хотя сам «АвтоВаз» уже давно производит, помимо «Лады», всякие «Ниссаны», «Рено» и «Шевроле».
А у города, где расположен автогигант, судьба сложная и запутанная. Тольяттинцы, например, празднуют в этом году 380-летие своего города, хотя ему всего лишь 62 года. Дело в том, что город Ставрополь (не путать с другим Ставрополем!), как тогда назывался Тольятти, попал в зону затопления при строительстве Жигулёвской ГЭС и был почти полностью перенесён на новое место.
А ещё раньше он то терял статус города, становясь селом, то опять приобретал его, а в 1964 году был вообще переименован в честь знаменитого, но малоизвестного итальянского коммуниста. Тольяттинцы иногда собираются на митинги с целью вернуть историческое название, но митингуют вяло, понимая, что два Ставрополя в одной стране — это перебор.
И город третий нашего тура — Сызрань. Если Самара — праздничная, Тольятти — трудолюбивый, то Сызрань — старокупеческий городок. Тихий, патриархальный, почти одноэтажный, с красивой архитектурой, со своим Кремлём, с множеством церквей и соборов, со спокойными и гостеприимными жителями.
Город просто создан для неспешных прогулок, для молчаливого созерцания величавого течения Волги-реки, для уютных посиделок в кафе… Но что надо сделать обязательно, оказавшись в Сызрани, так это попробовать знаменитые сызранские помидоры! В августе в городе даже проводится праздник под названием «Сызранский помидор», и только в Сызрани помидор — женского рода. Местные так и говорят — «наша помидора».
Праздник этот уникальный, нигде в мире помидоры не чествуют, а сызранские помидоры действительно обладают неповторимым вкусом. Почему? Загадка… Разгадка, скорее всего, в чистейшем воздухе и в волжской воде. А варенье из помидоров? А томатные наливки и пирожные? А томатный хлеб… Но, как говорят сами сызранцы, лучше всего есть помидор в чистом виде. Ведь «наша помидора — это сплошное мясо!»
Три соседних города и три совершенно разных характера… Даже в Гражданскую войну шумную Самару освобождал шумный Чапай, серьёзный Ставрополь (Тольятти) — серьёзный Фрунзе, а тихую Сызрань не освобождал никто. Она сама освободилась, без всяких выстрелов.
Так что следуйте словам красноармейца Сухова: добирайтесь до Волги, а там и до Самары рукой подать.
И знайте, у поволжских башкир, татар и чувашей есть одна общая поговорка: «Лицо в Волге омыл — богатство в дом пригласил».
Умойтесь волжской водой!