Что изменилось в Литве после вступления в Евросоюз? Часть 2

Реклама
Грандмастер

В первой части я рассказала, что изменилось в Литве в лучшую сторону. Конечно, как говорят, со стороны виднее. Но почему же такой большой процент населения (71,4%) считает, что отрицательного после вступления в ЕС больше?

Во-первых, сразу после принятия Литвы в Европейское сообщество резко подскочили цены на большинство продуктов и промышленных товаров, а также на лекарства. Очень подорожали табачные изделия и бензин, газ и электроэнергия. Выросла квартплата, особенно цены на отопление. При этом заработная плата увеличивается гораздо медленнее и не очень намного. Тяжело живется пенсионерам, (как, впрочем, и у нас), особенно, если пенсионер — одиночка. В зимний период большая часть пенсии уходит на оплату квартиры, а питаться на какие деньги? Увеличился и возраст выхода на пенсию. Теперь мужчины уходят на пенсию в 62,5, а женщины в 60 лет. И в перспективе обещают еще повысить пенсионный возраст.

Реклама

Что касается возможности ездить по всем странам, то довольно скоро жители Литвы поняли, что полученная свобода передвижения напрямую связана с толщиной кошелька и осуществима только внутри Евросоюза. Можно сесть в автобус, поезд или самолет и отправиться в Париж, Берлин, Лондон, Рим, если вы располагаете необходимыми денежными средствами. Поехать за пределы ЕС не так просто. У посольства США в Вильнюсе по утрам выстраиваются очереди за визами, но почти каждый третий обратившийся получает отказ. Не менее трудно поехать в страны бывшего СССР, даже в соседнюю Белоруссию — везде необходимо покупать визу. Конечно, безвизовый въезд во все страны Евросоюза открыл возможности, прежде всего, для желающих хорошо заработать. Так как в Литве многие промышленные предприятия прекратили свое существование и уровень безработицы очень высок, многие жители — и молодого и среднего, а порой и пожилого возраста, устремились на Запад.

Реклама

В советское время Клайпеда была не только крупным морским портом, но и промышленным центром. Здесь были большие хлопкопрядильная, чулочная, табачная фабрики, завод сухих элементов «Сирус», домостроительный комбинат, судостроительный и три судоремонтных завода, огромный мясокомбинат и рыбоперерабатывающие предприятия, рыбодобывающий флот, который насчитывал более 240 единиц судов, в начале 80-х была построена Международная морская паромная переправа Клайпеда — Киль. Сейчас от рыболовецкого флота практически ничего не осталось, как и от рыбоперерабатывающих цехов, и от мясокомбината. Мясопродуктами Клайпеду теперь снабжает Утенский комбинат, рыбу коптят небольшие частные коптильни. Давно прекратили существование хлопкопрядильная, чулочная фабрики и завод «Сириус», резко сократился объем производства в судостроении и судоремонте.

Реклама

Построенный в конце семидесятых Западный судоремонтный завод был крупнейшим в Европе, там работало 12 тысяч человек, а теперь чуть больше тысячи. Домостроительный комбинат просто снесен полностью, на его месте выросли два огромных торгово-развлекательных комплекса. По сути дела, стабильно работают только морской торговый порт (хотя и там объемы сократились) и Международная морская паромная переправа, да, пожалуй, пивоваренный завод «Швитурис». Построены новая небольшая табачная фабрика «Филипп Моррис» и заводик по производству пластиковых бутылок. Конечно, идет строительство, но ведь оно не может удовлетворить всех желающих работать.

Вот и уезжают люди в страны Евросоюза. Соглашаются на любую работу, даже неквалифицированную, так как на Западе за нее платят намного больше, чем в родной республике. Три моих дальних родственника создали ремонтно-строительную бригаду, хотя прежде подобной работой не занимались — один работал технологом на заводе, другой ходил в море на рыболовецком судне наладчиком, третий только окончил школу. И вот уже три года ездят работать в Норвегию, ремонтируют там частные дома и квартиры. Заработок значительно выше, чем в Литве. Бывший моряк говорит, что в Норвегии он за месяц получает больше, чем за 6 месяцев работы в море, а условия гораздо лучше. Несколько знакомых молодых семей подались в Ирландию, там тоже строительные рабочие из Литвы пользуются спросом. Молодые женщины и девушки едут в Италию, Испанию, Германию, работают там горничными в гостиницах, официантками, уборщицами, нянями. Особо удачливые, знающие английский, устраиваются стюардессами на нефтяные платформы — по сути дела, это те же горничные. Улетают на две или три недели, столько же потом бывают дома. Зарплата очень высокая, но для семейных и имеющих детей женщин разве это хорошо?

Реклама

Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, в республике безработица, не просто получить желаемую работу. А с другой стороны, отток трудоспособного населения в страны Евросоюза так велик, что предпринимателям, желающим открыть новые производства, трудно найти квалифицированных рабочих. Одна моя коллега говорит: «Грустно видеть, как сразу после окончания школы большинство молодежи покидает Литву и уезжает на Запад — либо учиться, либо работать. Поэтому в республике очень мало молодежи и много пенсионеров».

Если крупные города Литвы — Вильнюс, Каунас и Клайпеда, соединенные единой магистралью, можно уже назвать европейскими, то часть республики к северу, особенно, если ехать через Укмерге и Утену до Висагинаса (города при Игналинской АЭС, прежде называвшегося Снечкусом), поражает своей неустроенностью, какой-то заброшенностью. Дорога здесь узкая, местами разбитая, давно не ремонтируемая. Нет вдоль дороги ни площадок для отдыха, ни кафе, ни туалетов. Встречаются заброшенные фермы, поля заросшие бурьяном и кустарником. Особенно поразил Висагинас-Снечкус. Город строился вместе с атомной электростанцией среди великолепного соснового бора, на берегу озера. Это был один из красивейших, благоустроенных молодых городов Литвы, где, естественно, преобладало русскоязычное население. Теперь там готовятся закрывать АЭС, количество рабочих мест сократилось в несколько раз. Много зияющих пустыми «глазницами», недостроенных еще с советских времен, жилых 4−5-этажных зданий. И что показательно — много бомжей и пьяниц, явление мало характерное для остальной Литвы.

Реклама

Национальный вопрос в Литве не стоит так остро, как в Эстонии или Латвии. И в Вильнюсе, и в Клайпеде многие литовцы говорят по-русски; в магазине, на рынке, в сфере услуг вам ответят на русском, если вы не знаете литовского. Но вот в районе Каунаса, в кафе на трассе, нам по-русски не удалось договориться, пришлось воспользоваться английским. В литовских школах русский язык почти перестали преподавать, зато английский и немецкий изучаются весьма успешно. В Клайпеде работает немецкая средняя школа, открытая на месте русской. Туда принимают детей, чьи родители докажут, что имеют немецкие корни, и немецкий язык изучают с первого класса, часть предметов преподается на немецком языке. Количество русских школ сократилось, и не только в результате отъезда из республики многих русских семей, но оттого, что некоторые родители стараются отдать детей сначала в литовский детский сад, потом в литовскую школу. Такие дети потом плохо говорят по-русски, а некоторые даже начинают стесняться того, что их родители — русские. Происходит процесс ассимиляции русских в литовское общество. Но, видимо, этот процесс является естественным для тех, кто выбрал Литву местом своего постоянного жительства.

В целом от поездки остались впечатления, что Литва все-таки успешно впишется в структуру ЕС, хотя, может, не так быстро, как многим хотелось бы.

И если вы любите отдыхать в умеренном климате, посетите Литву — не пожалеете!

Реклама