Через год после референдума, в мае 2004 года, Литва стала членом Евросоюза, сохранив при этом свою национальную валюту — лит. Введение единой европейской валюты планировалось с января 2007 года, но Еврокомиссия и Европейский центральный банк посчитали, что Литва не готова к этому из-за слишком высокого уровня инфляции. Время вступления республики в единую монетарную зону ЕС отодвинуто на 1 января 2010 года. В апреле нынешнего года Еврокомиссия оштрафовала Литву (так же, как и Латвию с Эстонией) на 3,182 млн евро за излишки запасов сельскохозяйственных продуктов: молочных, мясных, овощей, риса, вина, которые они накопили перед вступлением в ЕС на случай подорожания. Хотя все вновь вступающие страны обязались не создавать запасов продуктов, но в большинстве стран-новичков ЕС такие запасы были обнаружены. Штраф республика обязана уплатить не позднее мая 2010 года.
И вот, снова еду в Литву, где осталось немало родственников и друзей. Хочется своими глазами увидеть, что же изменилось в Литве, лучше ли стала жизнь? Недавний опрос общественного мнения показал, что 28,6% граждан положительно оценивают изменения в стране, ставшей членом ЕС, а 71,4% - отрицательно. После поездки я решила, что примкну к 28,6%, у меня больше положительных впечатлений. Во-первых, для едущих в Литву россиян теперь не надо оформлять транзитную визу через Латвию. Раньше, чтобы попасть из Петербурга в Вильнюс, приходилось оформлять латышскую визу для проезда коротким путем через Даугавпилс. Либо отправляться поездом Петербург-Калининград, который колесит по всей Белоруссии, и время в пути до Вильнюса увеличивается на 8 часов! Конечно, сейчас ехать гораздо удобнее. Гораздо лояльнее стал пограничный и таможенный контроль пассажиров.
Очень бросается в глаза по приезде в Литву полное обновление парка автомашин. Практически не встретишь на дорогах наших «Жигулей» или «Волг». Все автомобили иностранного производства: европейские, японские, американские. И все машины чистенькие, нет авто, заляпанных грязью, ибо полиция грязнуль штрафует. Машин очень много, вечером около домов не пройти, не найти места, чтоб припарковаться, хотя бензин намного дороже, чем у нас, в России.
Общественный транспорт работает очень хорошо, автобусы идут один за другим. Множество маршрутных такси, стоимость проезда в которых не намного выше, чем в автобусе, или даже одинакова. От Вильнюса до Клайпеды (330 км) проезд в автобусе стоит от 48 до 52 литов, в зависимости от типа автобуса, а на маршрутке — 50 литов, и время в пути на 40−50 минут меньше, чем в автобусе. Да, соотношение рубля и лита примерно 1:9,5. За 9,5 рублей дают один лит, но поменять рубли на литы сложно, многие обменные пункты рубли не принимают, только евро, доллары, фунты и прочие валюты европейских стран.
Автомобильная дорога от Вильнюса до Клайпеды построена в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века, и она была, без преувеличения можно сказать, самой лучшей дорогой в СССР (ездили, видели). Сейчас дорожное полотно активно ремонтируется, некоторые участки расширяются. По обе стороны шоссе появились заправочные станции разных нефтяных компаний, оборудованные на высоком европейском уровне. Раньше этого не было. Площадки для отдыха также стали очень комфортными, с бесплатными туалетами, с небольшими кафе. Вообще по всей трассе такое большое количество кафе и ресторанов, в основном с национальной кухней, и небольших гостиниц, просто удивительно! Рай для путешественников!
Вот и почти родная Клайпеда! Уже на въезде видны силуэты новых местных «небоскребов» — недавно построенных зданий в 30 и 33 этажа. Прежде самые высокие здания были в 12 этажей. В центре города построены два здания в 21 этаж, оригинальной конструкции (см. снимок). Когда их видишь со стороны залива, они напоминают буквы Е и С, говорят, что это как бы символ принадлежности к Евросоюзу. На 20-м этаже одного из них — кафе, через окна которого открывается прекрасная панорама города и Куршского залива. Клайпеда напоминает гигантскую стройплощадку: строят жилые дома, гостиницы, кафе, магазины, развлекательные центры. Реконструируются старые жилые дома, особенно «хрущевки», и более поздние, панельные. Организованно, с использованием банковского кредита, меняют сразу во всех квартирах окна на металлопластиковые, застекляют лоджии и балконы (нет той пестроты в окнах, как в Петербурге, когда на фасаде одного дома можно насчитать несколько разных видов и конструкций), устанавливают новые входные двери с домофонами, боковые стены утепляют и покрывают виниловой вагонкой или сайдингом, и дома становятся очень привлекательными. Даже во всех школах и прочих учебных заведениях окна тоже теперь поставлены новые, со стеклопакетами. И, конечно, город утопает в зелени, везде очень чисто, много цветов. В старой, средневековой части города, с узенькими улицами, идет реконструкция, много открыто небольших кафе и магазинчиков с сувенирами местных мастеров.
В 25 километрах от Клайпеды находится всем известный курорт Паланга. С автовокзала туда каждые 15 минут отправляются маршрутные такси или автобусы, цена, опять-таки, одинаковая. В маршрутках есть кассовые аппараты, пассажирам дают билеты.
Какой же привлекательной стала Паланга! И какой многолюдной! Четыре года назад она поражала запустением — гуляя по парку графов Тышкевичей, у Музея янтаря, я с трудом нашла человека, чтобы он меня сфотографировал у знаменитой скульптуры «Эгле-королева ужей». Теперь все изменилось, курорт снова ожил, сюда приезжают не только со всей Литвы, но и из других стран — и туристы, и отдыхающие. Улица Басанавичюса, ведущая от костела к морю, стала пешеходной зоной, вымощена красивыми каменными плитами. По обе стороны многочисленные киоски, магазинчики с янтарными изделиями и сувенирами местного литовского производства. Это я к тому, что, как-то зайдя во Флориде в сувенирную лавку, мы не смогли найти ни одного сувенира, сделанного в США — все произведено в Китае.
И, конечно, множество предприятий общепита разного профиля, с доступными ценами, вкусной едой. Ну, а палангский пляж, с его белым мельчайшим песочком, выше всяких похвал! Даже несмотря на не очень теплую, достаточно ветренную погоду, на пляже полно отдыхающих. А за дюнами, вдоль всего пляжа, от морского прогулочного моста и до парка Тышкевича, среди великолепных сосен, идет пешеходная дорожка, кое-где украшенная деревянными резными скульптурами. Словом, сын сказал словами старой песни: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…», надо нам, жителям северных широт, приезжать отдыхать сюда, на берег Балтики!".
Ну, а как же отрицательные факторы? О них во второй части. А читателям советую — поезжайте летом, лучше в июне или августе (июль часто очень дождлив), в Палангу, не пожалеете!