Пользуясь этими благами канцелярского мира, мы даже не задумываемся о том, кому должны выразить благодарность за их появление.
Мало кто знает, что и стикеры для записей, и скотч появились в стенах одной фирмы — компании 3M (которая до 2002 года называлась Minnesota Mining and Manufacturing Company). Этот гигант американской промышленности на сегодняшний день выпускает более пятидесяти пяти тысяч товаров — от наждачной бумаги и ламината до электронных приборов и программного обеспечения, а оборот 3M превышает 20 миллиардов долларов. Но как же появились на свет герои нашей статьи — скотч и листочки Post-it?
Считается, что предок современной клеящей ленты был создан изобретателем Ричардом Дрю в 1930-х годах для скрепления тогда еще только появившегося на рынке целлофана. Поначалу, желая сэкономить, 3M наносила клеящее вещество только на края прозрачной ленты — и только после решения мазать клеем всю площадь изделия мир увидел скотч в его нынешнем виде.
Кстати, Scotch — зарегистрированная торговая марка 3M, которая не должна применяться для обозначения продукции других компаний. Но, подобно тому, как «ксерокс» стал обозначать все копировальные аппараты, и скотчем стали называть всю клейкую ленту.
Однако такое закрепление произошло не везде: к примеру, жители британских островов используют слово Sellotape, немцы — Tesa, а население Австрии клеит при помощи Tixo. Все эти слова тоже когда-то были брендами совершенно определенных фирм. А до девяностых годов прошлого века можно было приобрести не только клейкую, но и магнитофонную ленту с названием Scotch.
Самоклеящиеся листочки для записей появились немного позже — в 70-е годы прошлого века. Именно в это время доктор Спенсер Сильвер по ошибке получил клей, оказавшийся недостаточно стойким. Когда его коллега Артур Фрай решил воспользоваться неудачной субстанцией для приклеивания закладок в книге с песнями, которые он исполнял в составе церковного хора, произошло рождение одной из будущих визитных карточек компании 3M.
Первые продажи инновационного продукта оказались неудачными, и только в 1980 году началась реализация стикеров для записей на всей территории США, а через год — в Канаде и Европе.
Кстати, интересный факт для любителей чтения: недавно одно из лучших российских издательств деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» пообещало, что в готовящейся к публикации книге «Инструменты McKinsey» мы сможем найти 10 закладок Post-It от компании 3М — такой вот неожиданный рекламный ход придумали издатели совместно с американской компанией.
Клейкого вам скотча и приятных заметок на стикерах!