Готический роман, честно говоря, не самый любимый мой жанр. Но умудриться найти готический сюжет в грандиозном, даже немного помпезном здании конца XIX века — похвала автору, чей почти юбилей недавно, в начале мая, отмечали.
Известно, что автор побывал не только на спектаклях, но и в подвалах здания. Гастон Леру долго работал журналистом, а это и прирожденное любопытство, и связи, позволяющие зайти туда, куда обычному человеку ход заказан.
«Тот, кто построил эти коридоры, должно быть, в сумасшедшем доме», — написал он, но тут же вспомнил, что эти подвальные помещения могли использоваться во времена франко-прусской войны в качестве расстрельных комнат, а во времена Парижской Коммуны здесь то прятались, то находились в заключении коммунары.
А под сценой, по слухам, есть большое подземное озеро, а под ним — потайная комната или даже домик с замурованным входом. Подводные резервуары с водой там реально есть, а еще из подвалов из тайника были извлечены диски с записями оперных певцов, оставленными в 1907 году в качестве «послания к потомкам».
Название Гранд-Опера редко используется самими французами, в основном говорят Опера Гарнье. Шарль Гарнье — архитектор, «главный причастный» к созданию
Об этом театре я немного уже писала в статье о Жюле Массне, о Прекрасной Эпохе и одном из ее символов — Опере Гарнье, о грандиозном убранстве театра, о росписях Марка Шагала. Повторяться смысла нет.
Здесь еще и действующая французская Национальная академия музыки. А это название восходит еще к Людовику XIV, Королю-Солнце, большому любителю музыки и музыкального театра, периодически самому выступавшему в балетных сценах.
Американский мюзикл «Призрак Оперы» по книге Леру и с музыкой Уэббера считается вторым по успешности мюзиклом
в мире. Под «успешностью» здесь в первую очередь понимается коммерческая выгода, которая и впрямь была феноменальной, а также, возможно, и то, что мюзикл быстро обошел мировые сцены. В России этот мюзикл поставлен в 2014 году.Да и как не поставить в России? Призрак Оперы бродил и у нас — в самом прямом смысле, если можно так выразиться:
Целый период его жизни остался загадкой. Его видели на ярмарке в Нижнем Новгороде во всем блеске своей отвратительной славы. Тогда он уже пел как никто другой в мире; он демонстрировал свое искусство чревовещания и делал поразительные магические трюки, о которых говорили в караванах на всем пути в Азию. (Леру «Призрак оперы».)
Так что не исключено, что каким-то чудесам Эрик — Призрак Оперы — мог научиться и у нас. А потом продемонстрировать их изумленным и испуганным французам.
Торговец мехами по пути из Нижнего Новгорода в Самарканд описал чудеса, которые видел в палатке Эрика. (Леру, «Призрак оперы».)
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
Кстати, ничего удивительного здесь нет. Создатель знаменитого образа Эрика — Гастон Леру — в качестве журналиста неоднократно и подолгу бывал в Российской империи, у него даже в Санкт-Петербурге родился сын. Пишут, что репортажи Леру о первой русской революции 1905 года, вошедшие позже в сборник «Агония белой России», цитировал
А несколько романов Леру конкретно посвящены русской теме. Но вернемся в Париж, как вернулся туда Леру, как вернулся туда Призрак Оперы.
В романе Леру все действие происходит в этом театре на фоне оперы Шарля Гуно «Фауст». Любовь, страдания, немного мистики и тайн легенды. Ложа номер 5 в театре всегда свободна, потому что именно там появлялся Призрак Оперы, и как знать…
Сюжет мюзикла немного расширен по сравнению с книгой. Появляется сцена с аукционом, на котором выставлен лот за номером 666 — это осколки люстры из Оперы Гарнье, которая связана с неразгаданной тайной Призрака Оперы.
Будете в Париже — вряд ли пройдете мимо, но даже если на спектакль не попасть (билеты малодоступны и дороги, правда, есть дешевые экскурсии), то всегда можно вспомнить историю, ставшую знаменитой благодаря писателю и мюзиклу. Благодаря городу и его театру. Благодаря музыке, наконец.
Призрак Оперы бродил в Париже. Он бродил в России, в Нижнем Новгороде. Он бродил в Азии, в качестве героя попал в Америку. Далее — везде, хотя «везде» уже почти не осталось.
Так что Призрак Оперы бродит везде…