Отдых в Египте: ехать или не ехать? Поездка в Луксор

Реклама
Грандмастер

Отправиться в Египет и не посмотреть пирамиды и Сфинкса — так же как приехать в Париж и не увидеть Эйфелеву башню или наведаться в Москву и не сходить на Красную площадь. Или даже еще хуже: как не прикоснуться к истокам цивилизаций, святыням.

Ну, а если до пирамид слишком далеко, тогда можно махнуть в Луксор, он же древние Фивы, чтобы лицезреть гигантские статуи в Карнаке и его окрестностях.

Вообще, надо заметить, что пирамиды и разного рода древние развалины, гробницы и исполинские фигуры в избытке разбросаны от Каира до самого Асуана, на большей части территории современного Египта. Только рядом с маленьким Луксором таких памятников — больше сотни, а по всему Египту — тысячи.

В тот день мы тронулись в путь в 6 утра. Сноровистые арабы ловко собрали нас в небольшую группу человек из двадцати, из разных отелей, и гид с «редким» для араба именем Мухаммед на недурственном русском языке принялся нам рассказывать про то, какие чудеса нам предстоит увидеть, заодно зазывая купить местный чай, кофе и «хартуши» — египетские амулеты, приносящие счастье.

Реклама

Особо продвинутые туристы начали задавать вопросы и про пирамиды и про храм в Карнаке, не преминув выдвинуть версию про инопланетное происхождение гигантских пирамид и статуй — а куда же у нашего брата да без внеземного вмешательства?

Дорога вела (здесь надо также сказать, что дороги в Египте на удивление хорошие, ровные и без колдобин) вдоль бесплодной пустыни, уже привычно утыканной свалками и КПП с обязательным пулеметчиком за бронированным щитом или на крыше здания, и часа через два мы сделали остановку возле какого-то караван-сарая. Предприимчивые дети пустыни предложили нам прохладительные напитки по доллару за банку, разного рода безделушки-сувениры, тоже по доллару, сходить в туалет, тоже не бесплатно (местные жители умеют извлекать деньги из бестолковых туристов самым бесстыжим образом). После чего мы продолжили путь.

Реклама

На место мы прибыли около 11 часов. Нас еще раз проинструктировали (сумки держать при себе, с местным населением бесед не вести, от группы не отставать) и живо, как барашков, погнали к Аллее баранов. Перед входом в Карнакский храм вас действительно встречает Аллея баранов, которые в Древнем Египте считались, ни дать ни взять, символом мудрости.

Реклама

Многие фигуры животных были с отбитыми рогами, мордами или вообще без головы. Многие, напротив, были восстановлены, долеплены-доработаны и имели слишком лощеный вид. Камень, из которого они были вырезаны, был песчаником и явно довольно прост в обработке — казалось, посади десятка два-три местных скульпторов и камнерезов, и они за месяц могли бы без особого труда сотворить еще одну такую отару, а то и две.

Реклама

Далее мы вступили в аллею из высоченных колонн, на которых были высечены фараоны, члены их семей, разные Ра, Осирисы, Изиды, птицы, ящерицы и всякие иероглифы. Кое-где сохранились следы краски — красной, зеленой и синей.

Гид Мухаммед египетским соловьем заливался про то, какое огромное значение имеет вот этот символ и вот этот, и что написано здесь и вот здесь, какое это чудо чудное, древняя египетская цивилизация… А мне, варвару и невежде, лишь упрямо думалось, что одни суеверные глупцы настроили для своей загробной жизни себе статуй и усыпальниц, чтобы другие культурные глупцы, четыре с половиной тысячи лет спустя таскались по пустыне и удивлялись, какая же славная была эта египетская цивилизация и какие молодцы были эти фараоны.

Реклама

Поистине, мне никогда не постичь, почему все культурное человечество вкладывает такие колоссальные смыслы в древние руины, вместо того чтобы просто задуматься, восхититься и пойти лучше построить очередную современную больницу или школу. Кажется, чувство меры нам здесь изменяет больше, чем где-либо: без богов, кумиров и обожествления разного рода древнего хлама, с современной подтяжкой лица ради привлечения туристов, мы не умеем.

Реклама

Разочарования всей этой каменной гигантоманией добавлял везде лежащий мусор, а что меня просто добило, так это когда я свернул в какой-то пустой «переулок» этого величественного «некирполиса» богоподобных фараонов, чтобы вдали от толпы попытаться проникнуться историей и ее загадками, я сначала наткнулся на задушенного котенка с веревкой на шее у какой-то древней стены в четыре тысячи лет, а потом на меня из-за угла выбежала худющая собака, у которой на шее что-то жутковато болталось.

Когда она приблизилась ко мне вплотную, я к своему ужасу различил удавку на ее наполовину перерезанной шее, красной от обнаженного мяса и запекшейся крови. Собака с наполовину закатившимися глазами протряслась дальше, видимо, спасаясь от потомков Тутанхамонов и Хеопсов, а я остался в отвращении недоумевать, что это было и почему в стране, где поклоняются кошкам, баранам и туристам, у стен древних храмов можно видеть трупы несчастных животных и жестокое к ним отношение.

Реклама

Далее нас еще полдня таскали по пустыне — то от гробницы к гробницы, то от храма к храму, то с Берега мертвых на Берег живых… А у меня из головы не выходила потрясающая человеческая глупость, вызывающая восторг потомков, когда одни решают увековечить себя еще при жизни, другие десятилетиями горбатятся, чтобы увековечить первых, а третьи толпами потом на все это смотрят и восхищаются тем, до чего додумался не их собственный ум, а им данные в готовом виде историческо-туристические установки. Мне хотелось не раз воскликнуть гиду Мухаммеду и всем:

Реклама
«Вместо того, чтобы восхищаться всей этой каменной глупостью, вы бы один раз приехали в Эрмитаж, Киево-Печерскую Лавру или прошли бы улочками Львова».

Еще мы были в местном музее папируса — домике на пять комнат, где вовсю разводили туристов, втюхивая им «настоящие папирусы». Посетили три гробницы с намалеванными детской рукой каляками-маляками. Нас прогнали сквозь строй торговцев-бедуинов, которые обещали за доллар три фигурки каких-нибудь Анубиса, жука-скоробея и кошки, а на деле потом прикидывались дурачками и говорили десять долларов, восемь, пять…

В конце концов, нас загнали в ресторан, этакую гигантскую чайхану, где царила жуткая антисанитария и было так же «маловкусно», как и в отеле. А в конце мне почти удалось опоздать на наш автобус, который уже затарахтел и был готов тронуться без меня, брошенного на растерзание гостеприимным бедуинам.

Реклама

Но программа минимум была выполнена, карнакские бараны, фараоны и колонны записаны на корочку, по грязному Нилу мы поплавали, в антисанитарном ресторане отобедали, желтый египетский чай и кофе с судьбоносными «хартушами» втридорога купили. Теперь можно было и восвояси убираться.

Реклама

Я еще три дня провалялся на местных пляжах, побегал от откровенно наглых арабов-массажистов-педикюристов-выжимальщиков фреша и продавцов мороженого-масел-папирусов-кальянов-всего на свете, что мне не нужно (надо честно сказать, что эта напасть была похуже египетской чумы, так как лучше страдать от укусов местных комаров и мух, чем от прилипчивости этих торгашей).

А также побегал от наших украинцев, которые сначала искали меня, чтобы вместе напиться привезенной ими горилки, а потом, не найдя меня, напились сами (мне впервые было так стыдно за своих бывших компатриотов, потому что хуже египетской чумы, арабских торгашей и местных москитов были только приехавшие «расслабиться» славяне). И, выдохнув, наконец отбыл в Минск, оттуда решив заехать на два дня к своим родным в деревню в соседней Украине.

Продолжение следует


Что еще почитать по теме?

Как туристу отбиться от уличных торговцев в Египте?
Тутанхамон: величайшее открытие или фальсификация века? Часть 1
Пирамиды — мистика или мистификация? Три субъективных взгляда на секреты пирамид

Реклама