Чтобы немного упорядочить понятия, постараемся понятно рассказать обо всех — бывших и будущих — хранилищах зоны отчуждения в
«Хранилища» зоны отчуждения условно можно разделить на 4 типа:
- хранилища отработавшего ядерного топлива;
- хранилища радиоактивных отходов и материалов;
- пункты захоронения радиоактивных отходов;
- пункты временной локализации РАО, включая отстойники зараженной техники.
ХОЯТы
Ядерное топливо для РБМК — это таблетки урана, упакованные внутрь тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов). Пара пучков ТВЭЛов в специальном контейнере создает тепловыделяющую сборку (ТВС). Тысяча шестьсот с лишком таких ТВС, погруженных в активную зону реактора (РБМК), и рождают энергию.
После выгорания урана «уставшие» тепловыделяющие сборки извлекаются из реактора и с целью охлаждения и снижения уровня активности перегружаются в специальные бассейны выдержки, где они и хранятся несколько лет. Затем приходит время отработавшему ядерному топливу (именно так называются ТВС-ки после всех упомянутых процедур) оказаться в хранилище отработавшего ядерного топлива.
Важный момент! ОЯТ не является радиоактивными отходами. Радиоактивными — да, отходами — нет! Почему?!
Ни один из существующих нынче типов реакторов не может обеспечить полного выгорания топлива. Это значит, что есть возможность, например, провести с топливными элементами ряд непростых технологических операций, отделить их от накопившихся продуктов деления, заново обогатить изотопом 235U и повторно включить в топливный цикл.
К сожалению, на сегодня стоимость регенерации отработавшего топлива и стоимость добычи свежего топлива примерно равны. Однако технологии совершенствуются, и в ожидании того часа, когда ОЯТ можно будет эффективно использовать повторно, отработавшие ТВС-ки «спят» в хранилищах. При этом они размещены там с соблюдением всех норм радиационной и ядерной безопасности и негативного влияния на окружающую среду не несут.
То есть отработавшее ядерное топливо — это ценный источник сырья для технологий будущего, а ХОЯТы — задел на перспективу. Нет смысла хоронить то, что можно будет использовать.
ХОЯТ-1
ХОЯТов на Чернобыльской АЭС два. Точнее — почти два.
Во временном хранилище отработавшего ядерного топлива «мокрого типа» (ХОЯТ-1), которое было построено еще при СССР, сегодня находятся ТВС-ки с трех блоков Чернобыльской АЭС — больше 21 тысячи сборок (где находятся топливо 4-го блока, все и так знают). Сборки в ХОЯТ-1 хранятся в воде (именно поэтому хранилище — мокрого типа), что допустимо только в течение определенного времени. Да и в целом, данный объект уже не соответствует современным стандартам.
ХОЯТ-2
Для того чтобы топливо безопасно хранилось еще сотню лет, на промышленной площадке ЧАЭС строится хранилище «сухого типа», или ХОЯТ-2. История его возведения непроста, поскольку первый подрядчик — французская компания «Framatome» — умудрилась создать помещение с трещинами в бетонном корпусе и не сумела придумать, как извлекать воду из поврежденных ТВЭЛов.
Однако в 2007 году за проект взялась американская конпания Holteс International, и мы имеем все шансы, что в 2017 году ХОЯТ-2 будет достроен. Строительство ХОЯТ-2 финансируется со Счета ядерной безопасности, управляемого ЕБРР. Проект обеспечит приемку на хранение, подготовку к хранению и собственно хранение в течение 100 лет более 21000 ОТВС РБМК-1000 при производительности 2500 ОТВС в год (это значит, что топливо с ХОЯТ-1 на ХОЯТ-2 будут перевозить около 10 лет).
ХОЯТ-2 условно состоит из двух блоков: установки по подготовке отработавшего топлива к хранению (УПОТХ) — где привезенные на специальном вагоне-контейнере ТВС-ки будут вертикально подниматься, сушиться. Затем сборки будут разделяться на две части, укладываться в топливные патроны, а те, в свою очередь, — в специальные металлические двустенные экранированные пеналы (по 196 половинок на каждый пенал).
Затем пеналы отправятся в бетонные модули для хранения — Зону хранения отработавшего топлива (ЗХОТ), где топливо будет в течение 100 лет ждать своего часа в специальных блоках.
ЦХОЯТ
ЦХОЯТа пока не существует. Вернее, имеется подписанный трехсторонний меморандум (НАЭК «Энергоатом», Holtec, «Турбатом») относительно сооружения в чернобыльской зоне указанного объекта, имеется контракт и дополнительное соглашение к нему, состоялась торжественная церемония начала строительства (26 августа 2015 года), а также в наличии заявленные 45 Га выделенной земли. Но процесс строительства дальше «отмашки» пока не зашел.
Стоит отметить, что если ХОЯТы находятся в зоне компетенции ЧАЭС, то ответственность за ЦХОЯТ будет нести НАЭК «Энергоатом» (а за все остальные «хранилища» чернобыльской зоны — Государственное Агентство Украины по управлению зоной отчуждения). Но процесс передачи земли от ГАЗО НАЭКу и процесс выделения денег на строительство отчего-то движется еле-еле, посему имеем то, что имеем…
Тем не менее… Что такое будет ЦХОЯТ (когда его построят) и зачем оно нужно?
Как понятно из названия, предназначение объекта — точно такое же, как и у станционных ХОЯТов: размещение на длительный период отработавшего ядерного топлива. Единственное отличие, что ХОЯТы размещают топливо собственно ЧАЭС, а ЦХОЯТ будет размещать топливо остальных атомных станций Украины.
И здесь важно зафиксировать внимание на двух словах: «топливо» и «Украины». Едва только зашла речь о строительстве ЦХОЯТа, «просвещенная» общественность устроила невероятную истерику, которую в сумме можно сформулировать в постулат: «В Украине строят ядерный могильник для радиоактивных отходов США и Европы».
Оба утверждения являются ложью. Во-первых, хранение отходов и топлива подразумевает принципиально разные методы подготовки и размещения. Во-вторых, существуют международные договоренности (в нашем случае — подкрепленные украинским законодательством), обязующие страну, имеющую ядерную энергетику, нести окончательную ответственность за безопасное обращение с отработавшим ядерным топливом, наработанным на ее АЭС.
Это значит, что отработавшее топливо ни одной страны мира в Украину не попадет. Правда, и Украина все свое должна забрать. До недавнего времени все отработавшее топливо с трех украинских АЭС — Хмельницкой, Ровенской и Южно-Украинской (на Запорожской АЭС с 2001 года действует собственное пристанционное хранилище) — за немалые суммы, порядка 200 млн. долларов в год, вывозилось для временного хранения и переработки в Россию. Из ОЯТ, поступивших с ВВЭР-440, Россия извлекала все ценные элементы, а топливо — уже в виде высокоактивных отходов — возвращалось назад, а ОЯТ с ВВЭР-1000 находились в РФ просто на платном промежуточном хранении.
Предположительно, затраты на строительство и эксплуатацию ЦХОЯТ будут почти в четыре раза меньше, чем совокупные расходы, которые сегодня несет Украина, вывозя ОЯТ в РФ. После строительства пускового комплекса (пока что оптимистично предполагается, что это случится в 2017 году) отработавшее топливо украинских АЭС будет размещаться на собственном ЦХОЯТ.
Проектная вместимость хранилища предположительно будет составлять 16,53 тысяч отработанных тепловыделяющих элементов (12,01 тыс. — из блоков ВВЭР-1000, и 4,52 тыс. — ВВЭР-440) — этого хватит на весь срок работы украинских ядерных реакторов. Период эксплуатации ЦХОЯТ— 100 лет.