Коли уж речь пока продолжается о Коста Бланка и Валенсийском Сообществе, то путешествие можно начать и отсюда. И начать не с самого крупного и известного города — Валенсии, и не со столицы Сообщества — Аликанте, а с какого-нибудь самого маленького городка. По маленьким городкам и деревушкам куда надежнее и интереснее судить о характере народа, вникать в его историю и современный уклад жизни.
Один из маленьких городков на побережье — Кальп или Кальпе (оба произношения верны, зависит от того, на каком «варианте испанского» это произносится).
Городок с населением 30000 человек (и из них более половины — иностранцы) в теплые месяцы (а их куда больше, чем у нас) разбухает до ощущения города-миллионника. Причем это только детей. Детей и впрямь очень много, при них, конечно, родители — испанские семьи вывозят своих любимых чад на побережье. Все очень комфортно и спокойно. Кроме испанской речи, слышна немецкая, английская и русская. Кстати, самое смешное, что встретилось на Средиземном море — магазин «Балтика». Хозяин, видимо, соотечественник, да еще и с чувством юмора.
Поселение здесь существовало с доисторических времен. В бронзовом веке здесь жили, по всей видимости, иберы — коренное древнее население Испании. Кто они были по происхождению — до сих пор предмет жарких споров. Споры о происхождении иберов не менее интересны, чем споры о происхождении басков на севере Испании. Здесь не место для освещения этих споров, достаточно сказать, что примерно с III-го тысячелетия до нашей эры здесь жили люди: они занимались сельским хозяйством, ловили рыбу, работали с металлами, создавали города, торговали. Более того, у них появилась своя письменность и эта иберская письменность расшифрована.
Одно из древних поселений иберов — в шаговой доступности, над ним работают археологи. Но раскопки ограждены во избежание вандализма. Не нужно думать, что в Европе нет преступности: могут и барсетку отнять, и даже цепочку сорвать, возможно, есть любители и порыться в раскопках — хотя бы ради керамики и монет.
Чувствовали себя здешние жители вполне безопасно — защитой выступала гора Пеньон де Ифач (Ифак — в разном произношении). Скала, выступающая в море, и сейчас выглядит вполне внушительно. Ныне это заповедник — едва ли не самый маленький в мире. Сначала кажется, что нужно поменять себе все суставы-винтики, стать Железной Дровосекой, и только тогда заберешься. Но нет, оказалось легко, и даже дети с удовольствием ходят на скалу — облегченным маршрутом, иногда только до тоннеля.
Защита мощной горы не помогла — Пиренейский полуостров завоевали римляне. От римлян здесь остались развалины Королевских ванн. Были ли там купальни, или в них солили и подвергали ферментации рыбу, в том числе и для рыбного соуса «
Были здесь и вестготы, были и византийцы, а потом пришли арабы. Тема арабского завоевания Испании бесконечно интересна, но она слишком объемна и сложна для любой статьи. В 1290 году Кальпе был отвоеван Арагонской короной (союз государств под эгидой короля Арагона). Но администрация городка еще какое-то время оставалась мусульманской. Тема Реконкисты тоже огромная, предназначенная только для серьезных научных исследований.
Интересно то, что в Кальпе сохранилась единственная в Валенсийском сообществе христианская церковь в стиле мудехар. Мудехарами называли мусульманское население, проживающее общинами в Испании периода Реконкисты, мудехар — это и стиль в архитектуре. Стиль синтетический, включающий в себя христианскую готику и мавританские своеобразные черты. Стиль мудехар был очень распространен в Испании и затронул не только культовую, но и светскую архитектуру («придворный мудехар», «народный мудехар»).
Еще через полстолетия случилась так называемая Война двух Педро. Один из Педро Кастильских и один из Педро Арагонских выясняли сложные вопросы «кто главнее». Для Валенсии и всей соседней территории эти длительные военные действия были бедствием. А город на горе Ифач был разрушен.
А в XVI веке начались серьезные атаки пиратов-берберов на город. Самая крупная произошла в 1637 году, когда город был разграблен, три сотки жителей были взяты в плен и увезены в Алжир. Только через 5 лет они были обменены испанцами на золото и пленных пиратов.
Тема мавры-христиане и пираты-жители остается живой. Существуют местные праздники, многие дома украшены целыми огромными картинами, живописующими разнообразные сцены, в основном, битвы.
В начале XIX века армия Наполеона тоже не смогла пройти мимо этого побережья.
В 30-е годы уже XX века в Кальпе приехал Хемингуэй, который вообще к Испании был неравнодушен. Потом была Гражданская война, Франко и уже более знакомая современная история.
А еще прямо в черте города есть озеро Салинас (Соленое). В нем спокойно живут розовые фламинго, не обращая внимания на толпы людей.
Пора опять перекусить и вернуться к кулинарной теме? Внутренний цензор молчит…