На мой взгляд, их вера — это безумный винегрет из пяти составляющих:
- Невежество.
- Суеверие.
- Лицемерие.
- Подобострастие.
- Истинная религия.
Опишу подробно, что я вкладываю в каждое из этих понятий.
Невежество. Псевдорелигиозный христианин знает даты всех больших праздников, знает парочку молитв наизусть, знаком со святыми. Но он редко задумывается о внутреннем аспекте религии. Как нужно молиться? Как нужно жить по вере? Имеют ли обряды внутренний смысл, а какой? Эдакий формальный подход к вопросу веры.
Суеверие. Суеверие тотально, угрожающе масштабно, пронизывает все сферы жизни псевдорелигиозных людей. Подчас суеверие полностью подменяет собой религию. Для этих людей важно поступать не по совести и здравому смыслу, а «не грешно». Грешно работать в праздник. Грешно заходить в джинсах в церковь. Не нарушить «дресс-код» церкви важнее, чем помолиться богу!
Верхом суеверия считаю историю, рассказанную маминой подругой. Попробую передать её максимально близко к тексту:
«Была я на похоронах у троюродной бабушки (это было лет 15 назад), присутствовали там только родственники. Меня попросили первой кинуть горсть земли в могилу, как самого дальнего родственника (почти и не родственника). Я по глупости и согласилась. А через некоторое время (через 8 лет) у меня умер муж. Нельзя мне было тогда кидать эту горсть земли, кидать должен всегда не родственник! И почему мне никто об этом не сказал?»
Реклама
Это было сказано серьёзно. Конечно, не с полной уверенностью, что горсть земли, кинутая 15 лет назад, убила её мужа, однако с явным подтекстом, что всё произошедшее было не случайно. Дескать, вот как оно бывает!
Лицемерие. В повседневной жизни псевдохристианин может нагрубить незнакомым людям, выгнать собаку на улицу, оставить родную дочь без денежной помощи — всё это не имеет никакого отношения к религии, думает он. «С богом у меня отношения нормальные, я же в церковь хожу, свечки ставлю, пощусь иногда…».
Подобострастие. Подобострастие — отличительная часть православной культуры, отношения с богом иерархичны по определению. В отношении бога эта особенность религии православия мне понятна. Непонятно, когда подобострастное отношение переходит на священников и религиозную атрибутику.
С трепетом прихожане смотрят на батюшку, забывая, что священник — это такая же профессия, как и все остальные. В семинарию священников принимают на конкурсной основе, как и тысячи абитуриентов по всей стране. Проходной балл не самый высокий, «нравственного» конкурса нет. Трепетное отношение к иконам, крестикам, святой воде — такая же ерунда, как вера в амулеты, колечко на счастье, пятак под пяткой. Бог в голове, а не в вещах.
Истинная религия. В хламе суеверия и невежества я вижу и истинную религию, которая помогает и бережёт псевдохристианина. Молитва, прочитанная автоматически, без смысла и понимания, порой отпускает тяжёлый груз с души человека. Даёт возможность сносного существования, с верой в большее.
Я знаю о суеверном большинстве не понаслышке — они рядом, мои близкие и знакомые. Я никого не осуждаю и не учу жить. Я просто смотрю, слушаю и удивляюсь тому, как гармонично суеверия, предубеждения и истинная религия могут сосуществовать в головах у людей.