О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг…
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна…
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» —
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты — человек!
И по сей день во всем мире появляются десятки переводов этого стихотворения, представленных неизвестными авторами, вдохновленными мастерским словом, тронутыми глубиной душевных переживаний автора и его житейской мудростью. И правда — бывает в жизни великого человека такое произведение, что, написав его однажды, он может расслабиться и больше никому ничего не доказывать. Но чтобы создать подобное, нужно пройти и понять многое.
Но вернемся в день сегодняшний. Любопытно, заметил ли бы кто-нибудь письмо Киплинга в наши дни, в век безликих безымянных «пейсателей»? Как считаете?
Да и писем «к сыну» развелось столько, что их адресат вызывает сомнение — иногда кажется, что это весь мир, а «сын» тут ни при чем, случайно затесался, мимо проходя водички похлебать. Хотя и обращаются в письме якобы к нему.
Сейчас в мире умиляются и пускают слюни из-за письма одной американки своим сыновьям, которым на сегодняшний день пара лет от роду. В этом письме мать просит их в будущем не извиняться перед ней за… послеродовые растяжки на животе. Не знаю, может, в Америке и принято извиняться перед матерью за швы, кесаревы сечения и растяжки, но читать было неловко, словно сама участвуешь в процессе создания этих детей.
«В те времена я украшала свой пупок колечком, а не прятала его под утягивающим бельем», —вспоминает автор.
Колечко в пупочке! Утягивающее белье! Это так мило и чертовски захватывающе! К черту зануду-мозгоклюя Киплинга с его смыслом жизни бытия, ибо все мысли человечества сосредоточены сейчас на пупочке! А вдруг это и есть он — пуп земли?
Можно сказать: не читай, кто ж тебя просит! Но как же мне не читать, если мать не на ушко своим пацанам шепнула, а в мировой Сети гаркнула, да так, что об этом стали писать в русских газетах.
Мне всегда любопытно было знать, зачем выставлять свою личную жизнь напоказ? В чем кайф от того, что каждая собака во дворе знает, где ты, с кем ты, в каком лифчике, какое колечко куда вставляешь, что ешь и сколько раз после этого бегаешь за угол?
Зачем онлайн-фотографирование себя в течение всего дня, описание своих истеричных эмоций, текущих депрессняков и нытья по поводу очередного любовного фиаско? Кому это интересно? Разве что НR-менеджерам, спецслужбам по необходимости, психиатрам для диссертации и горстке твоих полоумных знакомых, таких же как ты.
Молодежь повально заразилась этой липучей гадостью — самопиаром. Я спрашивала родителей — у многих детей день начинается с подсчета лайков, ответов на комменты, посещения страничек пен-френдов и групп, ответного лайканья и прочей ерунды. Некоторые долайкались до такой степени, что готовы платить за это деньги, уродовать себя и даже рисковать жизнью ради дешевой секундной славы.
Сейчас можно купить лайки, подзаработать на лайках, и все это создает у человека впечатление мнимого величия, популярности и нужности для общества. На создание этого псевдо- звездного образа тратится столько бесценного времени, что за это потраченное время другой человек, поистине талантливый и трудолюбивый, и вправду создаст что-нибудь бесценное и прославится на века.
Помните Лермонтова?
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Актуально, правда?
Так вот, нам очень повезло, что наши классики не сидели в Сети, иначе бы ко дню своей смерти они бы только-только налайкались и не оставили бы нам ни шиша. Ибо Господь рано забирал лучших.
К чему я этот разговор? К тому, что лично я выхода из этой ситуации не вижу. Тут каждый решает сам за себя, на что ему жизнь свою тратить и что он в конце жизни предъявит в ответ на вопрос: «Что успел, что сделал и кто этому рад?» Но самое обидное, что среди этого многостраничного информационного кладбища очень трудно отыскать молодых самородков — еще живое, не похожее ни на что, творческое начало.