Праздники
Первое, что сразу бросилось в глаза — это количество праздничных дней. В России только в январе отдыхали с 1 по 10 число, затем, как говорил один юморист, «Новый год плавно перетекает в Старый Новый год, затем 23 февраля, 8 Марта», ну и так далее. В Голландии праздники совсем другие.
Во-первых, почти все они церковные, Голландия — официально католическая страна. Во-вторых, если сравнивать количество… В январе голландцы отдыхали… 1 день, 1 января. Всё. Следующий праздник — Пасхальный понедельник, который выпадал в этом году на 28 марта. 27 апреля отмечается «День рождения короля», 5 и 6 мая — День освобождения от немецко-фашистских захватчиков (кстати, как показалось, голландцы немцев не особо любят и до сих пор) и праздник Вознесения, 16 мая — Духов день. Больше нет никаких праздников до Рождества, которое празднуется 25 и 26 декабря.
Итого, если я правильно подсчитал, получается всего лишь 8 дней в году. Про такие праздники, кстати, как «Международный женский день» или «Международный день трудящихся», голландцы и не слышали, несмотря на их как бы международность. Женщин с 8 Марта тут никто с цветами не поздравляет (и мужчин с 23 февраля, впрочем, тоже). С другой стороны, отпускных недель в году в Голландии 5, а не 4, что немного компенсирует ситуацию. Но Россия по числу дней отдыха всё же, наверное, остаётся впереди.
Транспорт
Транспорт в Голландии хороший и качественный, правда, и недешевый. Билет «GVB 1 hour» стоит € 2.90, но в отличие от билетов российских, он действителен в течение часа независимо от количества использованного транспорта.
Метро в Амстердаме — на 80% надземное, станции больше похожи на остановки электричек, тоннели есть только под историческим центром. Важный момент: в метро турникеты стоят не только на входе, но и на выходе тоже, они открываются при прикладывании билета, так что выкидывать билет нельзя, покинуть станцию вы не сможете! Единственный вариант тут — пройти вслед за предыдущим пассажиром, пока турникет не закрылся, других вариантов практически нет, т.к. персонала на станциях нет тоже, всё автоматизировано и спросить не у кого. В отличие от российского метро, где всегда работает много людей, в метро голландском (как и в немецком) нет никого — билет продаётся в автомате с сенсорным экраном, турникеты работают автоматически, и персонала просто нет.
Впрочем, это было небольшое отступление от темы, суть в том, что билет до выхода из станции лучше не терять, не мять его и не выкидывать. Цена € 2.90 достаточно высока, поэтому если турист приезжает на день или больше, то целесообразно взять билет сразу на нужный срок, это выйдет гораздо дешевле (билет на 1 день стоит € 7.50, на 2 дня — € 12.50, и так далее, до 7 дней). Полный список цен можно посмотреть на сайте GVB по адресу en.gvb.nl/gvb-dag-meerdagenkaart.
Ещё один момент из личного опыта: карточки для проезда лучше иметь с небольшим запасом, поскольку иногда автоматы для продажи не работают. Это бывает редко, но метко: ещё в мой первый приезд я собрался из гостиницы в аэропорт, подошёл к автомату и увидел… знакомый «синий экран». Понятно, что билеты автомат не выдавал, станция была небольшая, и этот автомат был единственным, пришлось бегом бежать до ближайшего трамвая.
Для справки: месячный проездной билет стоит в Амстердаме 91 Евро. Так что те, кто жалуется на дороговизну российского транспорта, могут задуматься… Многие же голландцы решают транспортную проблему просто — покупкой велосипеда. Велосипеды здесь стоят недорого (б/у — около 150 Евро, что легко посчитать, окупается за 2 месяца), а велодорожки есть везде. Поэтому в Голландии легко можно видеть такую картину людей, едущих по делам или на работу.
Велосипед в Голландии — не роскошь, а дешёвое средство передвижения. Велики тут часто старые, ржавые, их даже не заносят в дом, а просто пристёгивают на улице цепью, не заморачиваясь наличием осадков. Говорят, цена цепи бывает дороже, чем цена самого велика, а толщина цепи вполне позволила бы пришвартовать катер (увы, и голландское общество не идеально, велики иногда воруют).
Аренда квартир
Туристам это вряд ли пригодится, но наверно, будет интересно. В Голландии, как и в Германии, принято сдавать квартиры без мебели. Считается, что человек сам привезёт (или купит) ту мебель, которая ему нужна (сдаваемые квартиры с мебелью тоже бывают, но их гораздо меньше). Но и это ещё не всё — здесь часто принято сдавать квартиры даже без обоев или без пола! Выезжая, жилец сдирает и выкидывает старый пол (обычно это ламинат или что-то аналогичное), а новый жилец стелит свой. Но при желании жильцы могут взаимно договориться, и прежний может продать свой пол новому за небольшую плату. В принципе, это взаимовыгодно, да и освобождает обе стороны от достаточно рутинной работы, но бывает, что прежние жильцы заламывают высокую цену, тогда обе стороны остаются ни с чем — прежний жилец предпочитает выкинуть старый пол, чем дёшево отдать, новый жилец тоже в проигрыше, т.к. заказать новый пол явно дороже, чем купить прежний. В общем, тут бывает непросто.
Ещё при въезде жилец обязан внести депозит в размере месячной арендной платы, это залог за сохранность имущества, он возвращается при выезде. Если же нанимать маклера для поиска квартиры, то его услуги обходятся также в размер месячной платы, так что общая сумма денег, требуемая для заселения, увы, довольно-таки высока (впрочем, при достаточном количестве сайтов по поиску жилья услугами маклера можно и не пользоваться).
На сайтах по аренде жилья можно примерно увидеть, что сдаётся.
Как видите, нет не только занавесок, но даже лампочек на потолке.
В Голландии также считается нормальным, что агентство по съёму жилья проверяет въезжающего, и могут не только попросить справки о зарплате или копию рабочего контракта, но и позвонят на работу и уточнят, действительно ли такой сотрудник работает на этом месте. В принципе, это вполне логично, никто не хочет проблем и выселения неплательщиков с полицией, лучше сразу выбрать надёжного кандидата.