Идеология. Необходима ли она обществу?

Реклама
Профессионал

«Природа не терпит пустоты (Natura abhorret vacuum)». Это выражение принадлежит древнегреческому философу Аристотелю (384−322 до н. э.). И эта истина весьма универсальна (не панацея, но всё же). Область её применения в объяснении тех или иных явлений максимально широка: от изучения природы до политической жизни. Идеология в этом плане не исключение.

Но необходима ли она обществу? Что, если эту область жизни людей оставить без должного внимания со стороны общества и государства? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно хорошенько рассмотреть данное понятие.

Кого-то это слово (идеология) может и чуточку устрашить, но впадать в крайности — это не для образованных людей. Понятие идеологии просто необходимо уточнить, конкретизировать. Состоит оно из двух слов: идея и логос. С идеей всё понятно — идея, она и в Африке идея. Логос — это учение, разум, знание. Следовательно, идеология — это учение об идеях, а любое учение есть инструмент. Вы же не боитесь, например, ножа (а вот незнакомого человека с ножом уже стоит опасаться)?

Реклама

При рассмотрении идеологии важно понимать, что это не просто одна идея или набор идей, но именно система, где каждая единица (идея) имеет определённую цель, конкретную реализацию и связи (вертикальные, горизонтальные, функциональные, обратные, комбинированные) с другими единицами. Если конкретизировать, то идеи в общей системе должны:

1) иметь иерархию (пример вертикальной связи);
2) дополнять и уравновешивать друг друга (пример горизонтальной связи);
3) создавать в умах людей целостное представление об обществе, государстве и их взаимодействии (пример функциональной связи);
4) быть способны к корректировке на основе конструктивных и полезных предложений (пример обратной связи).

Реклама

Вертикальные связи идеологических единиц обозначают наличие своеобразной конструкции ценностей со своей вершиной и разнообразными ветвлениями. От того, какие ценности (их может быть и несколько) на вершине конструкции, будет зависеть поведение каждой отдельной личности: отношение к другим людям, интерес к наукам, желание взаимодействовать с обществом и т. д. Естественно, если во главу угла поставить, например, зависть или ненависть, то это существенно отразится (не сразу, но эффект будет) на всём обществе. Если же объявить основной ценностью, например, справедливость, то и результат будет соответствующим.

Горизонтальные связи образуют идеологические уровни. Такие уровни не менее важны, чем сама вертикаль, т.к. несут в себе специфическую систему сдержек и противовесов. Для примера возьмём вершину ценностной конструкции. Допустим, на вершине стоит справедливость, но достаточно ли только её одной, чтобы, например, полноценно запустить процесс формирования интереса к наукам (научный прогресс важен для развития общества в целом)? А если добавить (пример принципа «дополнять и уравновешивать») к справедливости любовь? «Какой вздор. При чём здесь любовь?» — может кто-то возмутиться. Тут стоит вспомнить, что любить можно не только человека, но и свою профессию, считая её своим настоящим призванием (любит ли учёный заниматься наукой?).

Реклама

Функциональные связи хоть и обозначены под п. 3, но представляют один из важнейших аспектов любой идеологии. Мало «нарисовать» идейный каркас, необходимо ещё и в доступной форме (образование, книги, поэзия, фильмы, сериалы и т. д.) донести мысль до широких масс. И желательно, чтобы «внедрение» идей происходило без излишней навязчивости и максимально органично.

Остаётся ли общество без ценностных ориентиров, когда государство самоустраняется от идеологической работы? Естественно, не остаётся, но в этом случае постепенно снижается «иммунитет» против вредоносных информационных воздействий (или даже вирусов). К таким воздействиям можно отнести:

1. Вирус «блатной романтики». Приводит к криминализации общества (в т.ч. и правоохранительных органов).

Реклама

2. Секты, психокульты. Этих «друзей» часто сопровождает суицид, потеря критического мышления, разрушенная семья и прочие «прелести».

3. Болезнь потребительства (не путать с потреблением). Если общество подхватило эту хворь, то ценность жизни и личности падает.

4. Идеи экстремизма, фанатизма и ненависти по каким-либо признакам (религиозным, национальным и т. д.).

Часто «вирусы-болезни» причудливо переплетаются и взаимодействуют между собой, создавая ужасных химер. Эффект от этих воздействий усиливается при слабом государстве и неблагоприятной экономической обстановке.

Так нужна ли обществу идеология?

P. S. Если государство совместно с обществом не создаст и не внедрит четкую мировоззренческую концепцию в умы людей (в т.ч. и умы подрастающего поколения), то это обязательно сделает кто-то другой, чьи цели могут быть весьма далеки от идеалов здорового общества…

Реклама