Ради того, чтобы снова испытать этот волшебный момент контакта с невероятным и загадочным существом, полным доверия и любопытства, я готова снова проделать долгий путь и терпеть все неудобства и трудности, без которых путешествия по Мадагаскару быть не может.
И это не единственная причина. Их много. Хотя общение с другими туристами показало, что многие из этих причин для некоторых из них сработали с точностью до наоборот, и они никогда не вернутся в эту потрясающую во всех отношениях страну.
Увидеть уникальную природу Мадагаскара
Трудно дышать, слёзы катятся из опухших глаз. Свет фар вязнет в густом дыме.
— Проедем пригород Таны (местное сокращенное название Антананариву), будет легче, — говорит наш водитель Давид.
— Что горит, Давид?
— Фермеры выжигают лес для новых полей.
Мадагаскар называют Седьмым континентом. Более 80% представителей флоры и фауны, которые можно увидеть здесь, не встречаются больше нигде в мире. Жуки-жирафы, фоссы и, конечно же, лемуры живут только здесь. Люди пришли сюда последними, всего 2000 лет назад, но за это время они уничтожили 90% леса. Оставшиеся 10% продолжают уничтожаться 24 часа сутки. Исключение составляют только территории, объявленные заповедниками и национальными парками.
Каждый день ученые и энтузиасты борются за спасение редких и исчезающих видов растений и животных Мадагаскара. К сожалению, они постепенно проигрывают эту битву растущему местному населению, живущему в вопиющей бедности и, когда речь идёт о спасении, делающему выбор в пользу своих голодных детей.
Поэтому, как говорится, спешите видеть. Чем позже приедете на Мадагаскар, тем меньше эндемиков вы сможете там увидеть. К сожалению.
Влюбиться в лемуров
— Высоко в ветвях видите группу хохлатых индри из рода сифак, — авторитетно вещает наш гид. — Они уже поели и теперь устраиваются на полуденный отдых.
— Кажется, они спускаются сюда?
— Ну, они могут занять ветки и пониже, но на земле этот вид можно встретить очень редко, — проговаривая последние слова, гид недоумённо уставился на одного за другим располагающихся перед нами на земле сифак.
— Это нетипичное поведение для лемуров и ближе они не подойдут.
Сифаки по очереди, смешно подпрыгивая на своих пятых точках, подбираются к нам. Ярко-жёлтые глаза светятся любопытством. Создается впечатление, что один из них предложил: «Ребята, а давайте после обеда пойдем смотреть туристов?»
— Дикие лемуры не идут на близкий контакт! — упорствовал гид. Через несколько минут лемур держал меня за руку.
За время путешествия мы привыкли к близости лемуров, распевающих свои песни на крыльце нашего домика, спускающихся к нам с деревьев, следующих за нами по лесным тропинкам, прыгающих нам на плечи, тарабанящим в окно в надежде на кусочек яблока и даже нахально поедающих наш джем прямо на ресторанном столике.
Вот к чему привыкнуть не удалось, так это к их разнообразию, и не только во внешнем виде. Хоть они относятся к одному инфраотряду, согласно научной классификации, их характер и повадки настолько отличаются, как если бы одни были белками, другие кошками, третьи хомячками. Тем не менее всех их объединяет единственное в мире место обитания — Мадагаскар.
Удивительные, любопытные, по какой-то совершенно необъяснимой причине доверяющие людям, со взглядом, направленным прямо вам в душу… Если вы ничего не имеете против громких песен и потенциальной потери джема и фруктов, вы полюбите их!
Увидеть деревья, растущие «корнями вверх»
— Даниель, вы, малагасийцы, рубите и жжёте лес, освобождаете место под новые поля, строите дома, но баобабы оставляете, некоторые из них так и растут посреди деревни, почему?
— Баобабы были здесь ещё до того, как наши предки приплыли на остров. Они были здесь всегда. Мы верим, что баобабам сотни тысяч лет, и называем их «рени ала» — мать леса. Для нас они «фади» — табу.
И это неудивительно, ведь из коры и плодов баобаба малагасийцы получают лекарства от многих болезней, приправы, материал для тканей и рыболовных сетей, заменитель кофе, тонизирующие напитки, мыло, шампунь, масло для жарки и даже клей (из пыльцы), молодые побеги и листья идут в пищу, а в опустевших стволах хранят воду и зерно. При этом дерево продолжает расти и плодоносить.
Из девяти видов баобабов, растущих на планете, один можно увидеть в Африке, один в Австралии и семь на Мадагаскаре. Это уникальное растение считается самым большим в объёме в мире — известен баобаб с обхватом ствола 54,5 метра. Кроме того, баобаб оспаривает звание дерева-долгожителя у секвойи. Колец у баобаба нет, поэтому возраст можно определить только с помощью радиоуглеродного анализа, согласно которому возраст баобаба со стволом диаметром 4,5 метра может достигать 5500 лет.
Увидеть одно такое чудо-дерево — уже событие для туриста, а целый лес? Правда, для этого придётся проделать долгий и нелёгкий путь.
Увидеть закат через «окно Исалу»
— Давид, ты что, задумался? Мы же проехали поворот к смотровой площадке!
— Мы сейчас туда вернёмся, вот только проедем подальше, оттуда и площадка, и дорога с ней хорошо просматриваются…
Мадагаскар славится прекрасными закатами, а закат через скалистое образование «окно Исалу» — один из самых знаменитых. Багровое солнце проходит точно через центр похожего на окно отверстия в скале, на несколько минут превращая его в изысканную раму для картины, написанной самым талантливым из художников — Природой.
Ради такой красоты стоит проехать сотни километров. Вот только прежде чем сворачивать к площадке, убедитесь, что там не затаились грабители, для которых эта туристическая достопримечательность является статьёй довольно стабильного дохода.
Познакомиться с уникальной культурой и традициями малагасийцев
— Вот там, в скале, — наш гид протянул руку в стороны почти отвесной скалы, — отверстие, заваленное камнями. Видите? Это склеп для одного человека. Его семья должна прийти, очистить его кости, завернуть в новую ткань и перезахоронить вот там, высоко в пещере, которая служит фамильным склепом этой семьи.
— И когда это должно произойти?
— Трудно сказать точно. Когда семья соберёт достаточно денег. Ведь должен быть большой пир для всей деревни, танцы и песни как минимум неделю и много жертвоприношений…
Традиция фамадихана («переворачивание предков»), или древний обычай повторного захоронения, распространена среди многих племён Мадагаскара и основана на убеждении, что души усопших воссоединяются с душами предков не сразу, а лишь после полного разложения тела и посредством специальных обрядов. В наши дни фамадихана проводится обычно раз в 5−7 лет, в зависимости от достатка семьи.
Благодаря удаленности от континентов Мадагаскар смог сохранить свою уникальность и неповторимость культуры. Особенно ярко это проявляется в фольклоре и ремеслах. Малагасийская традиционная резьба по дереву одновременно напоминает изделия мастеров Океании и Африки, тонкие ювелирные работы по золоту и серебру с драгоценными и полудрагоценными камнями из Мадагаскара уже много веков экспортируются в Индию и страны Ближнего Востока.
И хотя принять участие в фамадихана вам не позволят — «ваза» (иностранцам) не положено, остаётся ещё море интересных традиций и моментов повседневной жизни, которые можно увидеть только здесь, на Мадагаскаре.