Назвать Новую Таволжанку деревней или селом, после того как я прошлась по улицам, просто не поворачивается язык. Ну, что вам сказать, размер и размах меня поразили. Протяженность поселка более пяти километров. Вполне современные дома, встречаются двух- и четырехэтажные здания. Шикарные, не побоюсь этого слова, дворец культуры и школа. Красивейший храм и огромный супермаркет. Сосновый бор, где спрятался детский сад и «крутые» особняки, напоминает сказочный городок. Вокруг сады и две реки — Нежиголь и Северский Донец.
Места — сказка. Насколько я любительница огромных мегаполисов, но местный колорит привел в неописуемый восторг. Очень заинтересовалась историей этой местности. И вот что у меня получилось.
На влажных лугах, окутанных густорастущим кустарником, растет травка. Травка-муравка. Называется она таволга. Красивые желто-белые цветы похожи на метелки и пахнут медом. Не зря в народе их называют медовницами. Так вот, давным-давно, году этак в 1508-м, проезжала в этих местах дружина русичей. Увидели они земли красивейшие: темный бор лесной, а вокруг речка вьется, да не одна, две соединяются — Сверский Донец и река Нежиголь. Песчаные островки да поляны переплетаются. Земли стоят нетронутые, рукой хозяйской не вспаханные. И решили они здесь поселение строить. Назвали его Таволжанкой в честь травы таволги. Помогала им эта травка: корнями в голодные годы кормила — крахмалистые они очень, суп вкусный получается; от простуды и немощи лечила, пчелы нектар собирали да таволжан медом кормили.
Обосновались русичи. Вошли в состав государства Московского и стали приграничной зоной. Воевали воины. Натиск крымских татар сдерживали. Сражались не на жизнь, а на смерть. Ногайские татары их беспокоили да войска польско-литовские.
Прошло какое-то время. Стали сюда беглые крестьяне стекаться. Земли богатые, плодородные. Вот и селились здесь, семьями обзаводились. А еще много земель раздали чиновники воинам Белгородского полка, которые эти земли от татар защищали.
Так и стало неофициальное поселение слободой. И было впервые зарегистрировано в ревизских книгах Московского государства в 1669 году. С 1825 года основным владельцем этих земель был надворный советник, подполковник, получивший эти земли за верную службу, Стефан Григорьевич Жуковский. В Белом Колодце Волчанской губернии он скупил несколько семей крепостных крестьян и расселил их вдоль реки.
Население слободы возросло почти вдвое. Крестьяне сеяли рожь да пшеницу, лен да коноплю. Зерно получали, цепом его молотили, мололи да хлеб пекли. А лен и коноплю мочили да пряжу пряли. На ткацких станках полотно ткали, в город на базар отвозили. Так и жили. Плохо ли, хорошо ли? О том нам неведомо. Наверное, хорошо, раз пришла Стефану в голову идея бредовая — заводик построить. Да не просто заводик, а сахарный.
Надо вам сказать, Стефан приложил все усилия, чтобы стал его завод самым прогрессивным, и воплотил все достижения того времени. Жил себе Стефан, поживал, да как-то надумал тот завод продать. Имение новым хозяевам предложил, а сам в город подался.
Купили имение и завод четыре брата: Василий, Николай, Дмитрий да Петр. А вышли они из древнего рода Боткиных. Старинный русский род тот был, берет он свое начало еще с конца пятнадцатого века. Переселился их предок из города Торопец в Москву, выучился торговому делу. Так и пошло: от отца к сыну, от сына к внуку науку ту передавать.
Так вот, Петр Кононович Боткин в 1802 году зарегистрировал фирму, которая торговала чаем, да и попал, как говорится, в струю. Стала его фирма крупнейшим торговым предприятием, много у нее было отделений по всему миру, даже в Монголии и Китае отделения открыть умудрились!
А что самое главное в чаепитии? Хороший кусок сахара. Возьмешь его в руку, языком лизнешь, зубами кусочек откусишь да горячим чайком запьешь. Красота! Вот и решили сыновья Петра к чайку да сахарок прибавить. Организовали торговую фирму «Петра Боткина Сыновья» и прибрали заводик к рукам.
Испугался люд честной, что новые хозяева сделают их своими рабами, да ошиблись сильно. Население Таволжанки от того в накладе не осталось. Провели братья на завод электричество. Про служащих не забыли. Засияли в квартирах лампочки, конторы и больницу да экономии осветили. Водопровод провели из артезианского колодца. Ученые хозяева оказались, чтобы природу не загрязнять — отстойники выстроили. Школу построили, библиотеку, по тем временам, богатейшую сделали: 1500 томов книг в ней было. Сад яблоневый заложили. Земли, не пригодные к земледелию, соснами засадили. До сих пор в селе сосновый бор есть, а в нем уютно прячутся дома. И «детки» яблонь тех растут.
Надо вам сказать, еще с детства помню яблоневые сады. Приезжали к бабушке в гости, и родители непременно нас водили в яблонево-грушевые сады. Ох, и вкусные же там яблоки были!
Да, чуть не забыла. В Таволжанке частым гостем был поэт Афанасий Фет, он был женат на сестре Петра Петровича Боткина и, наверное, написал не одно свое стихотворение в прекрасных Боткинских садах.
Советская власть в село пришла в 1917 году. А в 1918-м оккупировали Таволжанку войска Кайзеровской Германии. Досталось селу и от банд анархистов. Лихо влетали на своих гнедых батька Махно и атаман Маруся. Грабили, куражились, бесчинствовали. Да и Деникин с Корниловым не погнушались: через село свои отряды водили. Досталось и заводу. Много было разрушений. Но выдюжило и выжило село. Даже колхоз организовали, а назывался он «День Урожая».
И в Великую Отечественную войну Таволжанка пострадала: оккупировали ее немцы и более семи месяцев держали в осаде.
Вот такая коротенькая история об истории. Если вы захотите отдохнуть от шумных и надоевших мегаполисов — лучшего места не найти. Приезжайте, отдыхайте, наслаждайтесь природой и яблоками, рассветами и закатами, песнями лягушек и нотным рядом ласточек!