Элита общества. Кто они?

Реклама
Профессионал

В любом обществе есть своя элита, которая определяет вектор развития. Кто же те элитарии, на которых равняются другие? Самый простой и «очевидный» ответ — это люди, обладающие властью, огромными деньгами (подразумевается не просто счет в банке, но внушительные активы, капиталы), популярностью (иногда и всеми тремя качествами). Но этот ответ таит в себе ряд «подводных камней». Кстати, как было бы здорово обладать властью, деньгами и популярностью, не так ли?

Для начала конкретизируем понятие «элита» в рамках концепции «власть-деньги-популярность»: банкиры, деятели культуры, бизнесмены, политики, высокие чины силовых структур, звезды спорта, просто люди с обширными связями и т. д. А в чем же «подводные камни» заключаются?

Все эти люди добились (или «добились») высот своим трудом и даже приносят пользу обществу: банки выдают кредиты нуждающимся, создают рабочие места для довольно большого количества людей; деятели культуры пишут музыку, играют в кино и театрах и т. д.; представители бизнеса производят какой-либо нужный товар или предоставляют услугу и, опять же, создают рабочие места; политические деятели всех уровней как представляют государство во внешней политике, так и принимают важные решения внутри государства; начальство правоохранительных органов координирует борьбу с преступностью во всех ее проявлениях; звезды спорта являются примером для огромного количества молодежи (и не только)

Реклама
и т. д.

Медленно, но верно подходим к «подводным камням» элитарности на основе идеи «власть-деньги-популярность». Как всегда, истина кроется в правильно поставленных вопросах:

1. Пришли ли власть, деньги, популярность к их обладателям заслуженно, т. е. посредством честного труда?

2. Во благо общества или только ради эгоистичных целей используются власть, деньги и популярность конкретными представителями элиты сейчас и как это влияние использовалось в прошлом?

Всего два вопроса, а сколько смысла, не правда ли? Хотя если каждый из пунктов конкретизировать, то вопросов будет намного больше (неплохая зарядка для ума, кстати). В ответах именно на эти вопросы и заключаются «подводные камни».

Реклама

Итак, как можно получить огромное влияние на общество через власть, капитал или популярность? Вариант первый — честным путем. И это означает буквально следующее:

1. Крупные капиталы должны накапливаться законным путем (без обмана и всяческого рода махинаций). Результат — основание банка или крупного бизнеса, например (или как-то так).

2. Карьерная лестница в силовых структурах подразумевает особые заслуги: организаторский талант, профессионализм, поимка особо опасных преступников, раскрытие громких дел, существенное повышение раскрываемости преступлений в среднем за период и т. д.

3. Политик на старте карьеры — это обещания: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, стратегические. Важен план исполнения обещаний. С точки зрения избирателя важно и прошлое начинающего политика, ведь в эту сферу не приходят вдруг и путь человека до решения пойти в политику является весьма существенным фактором. Например, немаловажная деталь — происхождение капиталов на проведение предвыборной кампании. Если же речь идет о политике действующем, то его нахождение на государственном посту оценивается по выполненным обещаниям, способности признать свои ошибки и исправить их.

Реклама

4. Признание для деятеля культуры и искусства подразумевает тяжелый путь по донесению до зрителя (читателя, слушателя) общественно полезных идей, заслуженные госнаграды, отсутствие сомнительных PR-ходов, игнорирование практики плетения интриг ради получения выгодных ролей и т. д.

Что же касается обратной ситуации, т. е. нечестный путь достижения высот — вариант второй, то это не редкость. Увы и ах, но всегда найдутся те, кто забирается (или пытается забраться) на пирамиду посредством обмана, подлости и интриг.

Второй вопрос (о том, как используется влияние) не менее интересен, чем первый. Если его увязать с вариантами восхождения к элитарности, то условно возможно выделить такие варианты (в рамках концепции «власть-деньги-популярность»):

Реклама

1. До «вершины» — честным путем. Использует влияние на благо общества.

2. До «вершины» — честным путем. Использует влияние ради корыстных целей вне зависимости от того, как-то или иное действие повлияет на общество.

3. До «вершины» — сомнительными тропинками. Влияние — только ради личной выгоды.

4. До «вершины» — сомнительным путём. Влияние — на благо общества.

Если с пунктами 1 и 3 из списка выше все предельно ясно и понятно, то пункты 2 и 4 вызывают противоречивые мысли. Где та грань, перейдя которую, можно забыть все заслуги человека из п. 2? Сколько хороших и нужных дел должен совершить человек из п. 4, чтобы перечеркнуть все негативные последствия, которые он допустил, чтобы дорваться до высокого положения в обществе? Такие вот интересные размышления и «подводные камни» в рамках элитарности на основе власти, денег и популярности.

Реклама

Другим вариантом элитарности вполне можно назвать концепцию «гениальность-открытия-технологии». Идея эта придется многим по душе, т.к. смотрится вполне наглядно. В рамках оной нет интриг, кривотолков. Все четко и понятно: во все времена находились те, кто двигает науку, строит теории, находит уникальные инженерные решения и т. д. Но и тут есть свои особенности. Например, каким бы гениальным ни был изобретатель, но без финансовой поддержки со стороны государства или частных инвесторов (т.е. не обойтись без поддержки представителей «власть-деньги-популярность», настроенных на прогресс) будет довольно сложно (или совсем невозможно) вести долгосрочные исследования. Думаю, не стоит говорить, что любое фундаментальное (или даже прикладное) научное исследование — это довольно дорогостоящий процесс.

Реклама

Представим, что некий гений-элитарий придумал что-то новое, доселе неизвестное. Только придумать мало, нужно именно реализовать на практике. Тут не обойтись без другого важного элемента — грамотных исполнителей-производственников (если речь идет о технической новинке) или хороших управленцев-гуманитариев среднего звена (если говорим, например, о революционных методах управления), которые смогут адаптировать новшество под конкретные нужды. Кстати, элитой можно назвать и профессионалов своего дела из различных прикладных областей — «производство-эксплуатация».

Итого, имеем 3 концепции: «власть-деньги-популярность», «гениальность-открытия-технологии», «производство-эксплуатация». Всё многообразие взаимодействий между представителями этих концепций есть система. Сможет ли система стабильно функционировать, если убрать один из элементов?

Реклама