Конечно, возникает только у некоторых. Все дело в воспитании, у некоторых не бывает ни стыда, ни чувства вины. «Детей надо баловать. Только тогда из них вырастают настоящие разбойники» (фильм «Снежная королева», атаманша).
В странах Азии существует страх потери чести и лица. Существует несколько градаций потери лица и чести. Некоторые из них покрывают позором не только самого человека, но и его родню, такое можно смыть только смертью. По данным статистики в Японии ежегодно совершается до 30 000 самоубийств — и значительная часть их вызвана тем, что человек искупал таким образом потерю лица. Когда в Европе чиновника ловят на чем-то предосудительном, он максимум идет в отставку. В Корее, Японии — он вполне может покончить с собой.
У разных народов стыдными являются совершено разные вещи. Для человека из бразильского племени ботокудов вполне нормально ходить голым. Но и они знают стыд: ужасно стыдно, коли тебя увидели без ботока в нижней губе — все сбегаются, показывают пальцами и хихикают. Что такое ботоки? Это такое понятие естественности. В мочках ушей и в нижней губе в этом племени носят вставленные ботоки — деревянные диски. Чем больше боток, тем больше красота члена племени.
Маленькие дети этого племени бегают «так», без ботоков, но еще в детском возрасте им пробивают нижнюю губу и мочки ушей деревянными гвоздиками, которые они и носят. Со временем гвоздики меняют на диски — все более и более широкие. И ходить без них категорически нельзя. Местные получали кайф от «голых» по их понятиям европейских исследователей — при том, что европейцы были упакованы в одежду, а ботокуды ходили голыми, но зато с ботоками.
Во многих странах Европы очень стыдно бывает нарушить этикет. Краем это зацепило даже наших. Один фронтовик написал, как по взятии какого-то, кажется, венгерского, замка офицеров части хозяин замка, какой-то оказавшийся «красным» местный барон или граф, пригласил на званый ужин. Они пришли при полном параде. Стол ломился от яств, но возле каждой тарелки лежали по десятку вилок и ножей разных форм, о предназначении которых они могли только догадываться. Они смотрели на других приглашенных. Те что-то жались и не ели. Они не ели тоже. Так голодными они и вышли из-за стола.
Но не успели они уйти из замка, как увидели, с каким аппетитом те, другие приглашенные, хрустели печеньем, что увидели на подносе, забытом на столе в коридоре. Поняв, в чем дело, они все вместе вернулись за стол и с аппетитом съели все что там было — уже наплевав на то, какой именно вилкой они это цепляли с общего блюда.
В европейской цивилизации понятие стыда крепко связано со степенью обнаженности. Очень стыдно нарушить принятый в данной стране этикет одежды. В конце XIX века женщины впервые вышли на пляж в первых купальных костюмах (сейчас их иначе, как костюмом и не назвали бы — кофта, юбка и что-то вроде нынешних бермуд, только длинных, по щиколотку) — так мужчины буквально сбегались посмотреть на женскую голую ступню… Первые бикини согласились надеть на показе мод только стриптизерши Парижа, от показа отказались все тогдашние модели.
Стыд — мощное социальное чувство, на котором держится цивилизация. Правда, в разных странах стыд очень различается.