Перейти к десятой части статьи
Вернувшись на площадь Ленина, мы пересекли ее по диагонали и отправились дальше вглубь старого города. На эспланаде, улице напрямую соединяющей две площади, носящие имя Ленина, обратили внимание на удивительный памятник. Понять, кто это изображен, несложно, мы и без подсказки в виде подписи на постаменте быстро узнали. Борода знакомая, лоб немаленький, да и все остальное тоже легко узнаваемо.
История этого монумента началась весной 1918 года, после того как Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О памятниках Республики». Предписывалось сносить памятники царям, устанавливая одновременно памятники новым революционным героям. Был утвержден список из 66 лиц, которым дозволялось ставить памятники. В их число входил и Карл Маркс.
Воодушевленная победой над старым режимом новая Симбирская власть уже в ноябре 1918 года на пьедестал, подготовленный для памятника Александру II, установила гипсовую статую Маркса, заодно заменив название улицы с Гончарова на Маркса. Но этот памятник основателю идеологии, получившей название «марксизм», был временным, власти же необходим был постоянный.
В мае 1921 года на четырехгранный гранитный пьедестал установили черную колонну, из глубины которой выступает мужская фигура со знакомой бородой. Настоящий Атлант, показалось нам, вон он какую тяжесть на своих плечах держит. Памятник несколько раз менял свое местожительство, пока не оказался около здания гимназии.
Когда-то давным-давно в 1913 году в центре Симбирска был установлен бюст-памятник Петру Аркадьевичу Столыпину, злодейски убитому в августе 1911 года в Киеве. Бронзовый бюст покойного премьер-министра смотрел на Соборную площадь. На постаменте были начертаны слова: «Столыпину — Симбирская губерния». На торжественном открытии памятника присутствовали вдова и дети Петра Алексеевича. Бюст простоял на своем пьедестале менее четырех лет, в марте 1917 года он был с него снят и сброшен, по одной версии, в Волгу, а по другой — в глубокий овраг, короче — был уничтожен.
Через долгих тридцать с лишним лет обезглавленный пьедестал обрел нового владельца. В сентябре 1948 года, в честь 300-летия со дня основания Симбирска, на нем появился новый бюст — Ивана Александровича Гончарова. Памятник поблуждал немного по городу, пока не обрел себе удобное место рядом с бывшим Дворянским собранием. Вот к памятнику великому русскому писателю, введшему в русский литературный язык такую емкую общечеловеческую характеристику, как «обломовщина», нас и привели от памятника Карлу Марксу. Находятся они теперь напротив друг друга через перекресток эспланады, поэтому мы смогли их сравнить. Прежде всего, мы подивились, как различаются лица этих двух таких разных людей — сосредоточенно мечтательное у Маркса и задумчиво печальное у Гончарова. Ведь и действительно, один мечтал о вечном счастье для людей, другой воочию видел всю утопичность этой идеи, а вот надо же сошлись в прямой видимости.
А памятник Столыпину все же вернули Ульяновску. Теперь он стоит рядом с Ульяновской сельскохозяйственной академией, правда, это не тот, который был создан сотню лет назад итальянским скульптором испанского происхождения Этторе Хименесом, а совсем другой, да и автор у него более известный — сам Зураб Церетели.
На возникший было вопрос, а почему в Ульяновске так хотели, чтобы в городе вновь появился памятник реформатору и государственному деятелю, автору знаменитой аграрной реформы, мы услышали следующее. Оказалось, что у Столыпина в Симбирской губернии было много родственников. Его род был записан в Родословную книгу дворян губернии в 1817 году, а на уничтоженном кладбище Покровского монастыря покоился прах двоюродного деда Столыпина — Александра Алексеевича, который служил адъютантом у Суворова.
В сентябре 1910 года Столыпин посещал Симбирск. Представители симбирского купечества обратились к премьер-министру с ходатайством о строительстве в Симбирске железнодорожного моста через Волгу. Глава правительства пообещал помочь и помог, хотя случилось это уже после его смерти. В 1913 году началось строительство моста, получившего впоследствии название «Императорского». Получив печальное известие о трагической гибели Петра Аркадьевича, симбирское дворянство предложило установить ему памятник в губернском городе. Были выделены деньги на сооружение бронзового бюста, и он был установлен. Все, что с памятником произошло потом, вы уже знаете.
Здание Дворянского собрания появилось в Симбирске по инициативе императора Николая I, когда он в 1847 году с визитом был в Симбирске. В том же году началось возведение «дворянского дома» по проекту архитектора Бенземана, через год состоялось торжественное открытие Дворянского собрания. Там не только проходили деловые встречи и увеселительные мероприятия, но и работали канцелярия, присутствие, архив и губернская земская управа. Кроме того там находились квартиры предводителя дворянства, его секретаря и других служащих, а также Карамзинская общественная библиотека, арендовавшая в Доме две комнаты.
При пожаре 1864 года весь книжный фонд библиотеки в 11 тысяч томов погиб. Позднее Гончаров передал в дар библиотеки свои книги и призвал так же поступить и других литераторов. В 1866 году, к столетию со дня рождения Карамзина, была объявлена всероссийская подписка, и в библиотеку поступило более 70 тысяч томов, которые составили основу коллекции Дома книги.
Позднее в здании Дворянского собрания располагались советская школа и педагогический институт, а с 1925 года его заняла библиотека, превратившаяся со временем во Дворец книги, сейчас там работает Ульяновская областная научная библиотека им. Ленина. В 2011 году на фасаде областной научной библиотеки в связи с ее 165-летием появился барельеф Карамзина.
Несколько лет назад в центре Ульяновска во время работ по укреплению фундамента здания бывшего Дворянского собрания на небольшой глубине, не превышающей два метра, были обнаружены человеческие кости и наконечник стрелы. Специалисты установили, что это могильник