Древняя столица набатейского государства считается одним из современных семи чудес света. Важно, конечно, не путать классические чудеса света, из которых в настоящее время доступна лишь пирамида Хеопса на плато Гиза и чудеса, выбор которых был организован в 2007 году организацией под названием New Open World Corporation. Древняя Петра относится как раз к последним. Ее участие в списке определило голосование, в котором участвовали жители всего мира.
Впрочем, если факт замены привычных большинству из нас с детства чудес света на новые при помощи голосования по смс вызывает у вас, скорей, скепсис, чем восторг, то обратимся к иному авторитетному мнению — с 1985 года Петра находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этот город построен по канонам самых прогрессивных на момент его строительства архитектуры и инженерии. Но есть небольшое «но», которое неискушенный взгляд не сразу и заметит — набатеи не обладали каким-либо собственным архитектурным стилем. Зато они были отличные путешественники. И в качестве сувениров нередко привозили стилевые решения, используемые в разных точках Ойкумены.
В Петре можно встретить одновременно существующие элементы античной архитектуры Греции и Рима и мотивы, пришедшие из древних Индии и Китая.
А вот технические решения набатеев до сих пор вызывают восторг и легкое недоумение — каким образом жителям этого древнего государства удалось, например, достичь столь совершенной обработки камня?
А сбор и хранение воды, с которым жители Петры успешно справлялись, несмотря на то, что город находится в одной из самых засушливых локаций на нашей планете?
Казна. Конечно же, одним из значимых зданий города, живущего за счет торговли (а Петра находилась на пересечении многих торговых путей) будет именно место для хранения сокровищ. Хранились ли они действительно в ларце, венчающем храм Эль-Хазне, или были спрятаны в менее людном месте, понять уже невозможно — к моменту обнаружения города сокровищ тут официально не отыскали. Впрочем, история этого храма пока до конца непонятна. Кто-то считает, что изначально он был посвящен египетской богине Исиде, кто-то — что он полностью соответствует храму Афродиты, описание которого было найдено в свитках Мертвого моря. Хотя случаи «перепосвящения» храмов достаточно нередки, и возможно, в этом споре правы все его участники.
Основная часть этого таинственного города в скалах до сей поры не открыта — археологам и историкам предстоит открыть еще немало его тайн. Например, вырубленные в скалах дома мертвых — ниши, в которых с разной степенью пышности набатеи хоронили своих мертвецов, могли бы стать и частью серьезного культурологического исследования, посвященного цивилизации, следы которой мы столь ярко видим в Петре, но мало что о ней знаем, и темой для приключенческого кинофильма. Все зависит от того, чьими глазами смотреть на этот удивительный мир.
Кстати, о приключенческих кинофильмах — узнаете пейзаж? Именно здесь снимали одну из серий эпопеи о неутомимом Индиане Джонсе в ту пору, когда никакой технологии хромакей еще не существовало.
Желающих поживиться богатствами Петры ожидал практически непроходимый для неприятеля путь в скалах — высоких и непроходимых к северу и югу от города и образующих обрывы к западу и востоку от него.
Подобная изоляция обеспечила и то, что погребенная землетрясением и затерянная затем в пустынных песках Петра на тысячелетия пропала со всех карт. Обнаружили ее лишь в 1812 году, а серьезные раскопки начали проводить во второй половине XX столетия.
Розовые скалы Петры полны не только загадок, но и продавцов — тут тебе предложат и банки с рисунками из песка, и шляпу для верховой езды, и сам сеанс верховой езды (по словам продавцов услуги, своими ногами ни один живой человек не дойдет до Петры), и даже «древние» артефакты вот «из той самой Петры». Сторговать такой артефакт можно долларов за пять-десять.
Отправим знакомство с Петрой в нашу собственную сокровищницу впечатлений от Иордании и отправимся дальше — новые открытия, пейзажи и впечатления совсем недалеко.