Говорят, что центральные улицы крупных городов вплоть до начала XX века зачастую покрывал толстый слой конского навоза. В современных городах лошадь встретишь нечасто, но проблем от этого меньше не стало. Пришедшие на смену лошадям автомобили настолько расплодились, что превратились в основной источник загрязнения окружающей среды. Их выхлопные трубы извергают облака вонючего смога, а изношенная «обувь» — автомобильные шины — заполонила все свалки.
Во многих странах отработанные шины постепенно превращаются в ценное сырье, но в Мексике их переработкой практически никто не занимается. По очень приблизительным оценкам в стране ежегодно выбрасывают около 40 млн покрышек.
Как рассказывает Эдуардо Ривера Альварадо (Eduardo Rivera Alvarado), лидер проекта Proyecto Aula, объединившего неравнодушных к проблемам окружающей среды студентов из Национального политехнического института, брошенные покрышки приносят немалый вред. В них накапливается дождевая вода, в которой размножаются москиты и другие переносчики инфекций. Дым, образующийся при сжигании покрышек, губителен для здоровья и способствует увеличению концентрации парниковых газов.
Вместе с единомышленниками по проекту Эдуардо Ривера занялся изготовлением мебели, используя отслужившую свой срок автомобильную резину в качестве сырья.
Кроме автомобильных шин студенты используют в производстве мебели и другие вспомогательные материалы, в том числе дерево, ведь главное для энтузиастов — не только избавиться от отходов, но создать эргономичный продукт, способный удовлетворить потребности потенциальных потребителей. Как говорит Ривера, их цель привлечь постоянных клиентов, предложив им индивидуальный подход и конкурентные цены. Только таким образом, по его мнению, можно внести весомый вклад в защиту окружающей среды.
В четырехстах километрах от мексиканской столицы в Бока-дель-Рио аналогичным способом вторичной переработки автомобильных покрышек занялся владелец компании по их продаже Луис Гонсалес Ривас (Luis Gonzales Rivas). Предприниматель, принимающий непосредственное участие в торговле загрязняющим окружающую среду товаром, утверждает, что он не ставит перед собой цели получения прибыли. Луис Гонсалес хочет лишь привлечь внимание людей к проблемам вторичной переработки, что, возможно, приведёт к изменениям.
Первоначальная идея была в том, чтобы обеспечить стульями и креслами клиентов компании. Первые экземпляры были не очень симпатичными. Но спустя несколько месяцев Гонсалес наряду со стульями научился делать различные украшения, цветочные горшки и другие декоративные изделия, используя простые инструменты, стропы, краску, винил и пластик.
Предприниматель рассказывает, что стул из автомобильной резины обходится ему примерно в 400−500 песо. Это примерно вдвое дороже пластикового стула из магазина. Однако, несмотря на затраты, Луис Гонсалес не собирается отказываться от своего полезного хобби.
Чистого воздуха вашим городам!