Мореплаватели, решившие уже, что им не суждено выбраться живыми из этого каменного мешка, ведь бушующее море начало и в бухте нагонять волны, которые направляли суда прямо на скалы, увидели в конце бухты небольшой извилистый проход, напоминавший реку, но никак не морской пролив. Пройдя по нему несколько сотен метров, суда оказались в небольшой бухточке, откуда они, подгоняемые сильным попутным ветром поплыли дальше. Еще одна бухточка, и вот, наконец, они оказались в широком водном пространстве, на горизонте виднелось продолжение прохода, ведущего вглубь суши. В бухте было отмечено небольшое течение в сторону океана, который корабли совсем недавно покинули.
Так что это, очередная большая река типа Ла Платы? Но соленость воды за бортом дала ответ — искомый проход найден.
«Странное, фантастическое это, верно было зрелище, когда четыре корабля впервые в истории человечества медленно и бесшумно вошли в безмолвный, мрачный пролив, куда испокон веков не проникал человек». Стефан Цвейг «Подвиг Магеллана».
По преданию, в честь католического праздника, который отмечался в тот день, Магеллан, по праву первопроходца, дал проливу красивое название — пролив Всех Святых. В то же время в дневнике историка экспедиции Пигафетты пролив значится как Патагонский, ведь недавно Магеллан именно так назвал окружающий район. А вот другой участник все той же экспедиции вспоминал, что пролив назвали Виктория, поскольку первым вошел в него именно корабль «Виктория».
Так как его следует называть? Точку в этой путанице поставил Его Величество король Испании и по совместительству император Священной Римской империи Чарльз V, который повелел именовать его в честь первооткрывателя проливом Магеллана.
Плавание продолжалось еще 28 дней, пока, наконец, перед моряками не открылась спокойная водная гладь, названная Фернаном Магелланом Тихим океаном. По воспоминаниям, суровый командор прослезился от радости, что желанный пролив был благополучно пройден. Он даже нарек Желанным мыс, выступающий в океан в конце пролива.
Так был найден самый короткий и безопасный путь из Европы в Азию. Безопасным этот маршрут можно назвать только в сравнении с плаванием вокруг Африки или прохождением через безумный пролив Дрейка, прозванный кладбищем кораблей. На самом деле и Магелланов пролив представляет собой очень сложную и опасную для путешественников морскую дорогу. Дело в том, что там дуют самые непредсказуемые ветра, а также сильное течение, нагнетаемое в него из Тихого океана. Вот и представьте себе, что чувствовали капитаны и шкиперы неповоротливых парусных судов, попавших при полном безветрии (а там это то и дело случается) в бурную реку, несущую корабль прямо на скалы. И таких капитанов было немало, не зря многие годы Магеллан был единственным мореплавателем, не потерявшим при прохождении пролива не только ни одного корабля, но и ни одного моряка.
Что же из себя представляет этот пролив? Общая его длина 575 километров, что делает его одним из самых протяженных судоходных проливов в мире. В самом узком месте ширина его всего 3,5 километра при наименьшей глубине фарватера 20 метров и скорости течения до 25 км в час. На востоке он начинается между двумя мысами: Де-Лас-Виргенес, такое название ему дал Магеллан в часть Святой Виргинии, чей праздник был в день его открытия, и мысом Катрин Пойнт. Именно поэтому его и не могли увидеть с кораблей Магеллана, и только счастливый случай в виде шторма занес туда парусные суда. Восточная часть имеет протяженность 320 километров и состоит их трех последовательно расположенных бухт, соединенных двумя проливами. Берега пустынны и безжизненны. Западная или скорее южная часть пролива, поскольку он заворачивает на юг, поросла лесом. Берега там высокие, крутые, изрезанные фьордами. Иногда ледники подползают к самому берегу. Воздух на всей протяженности пролива сырой и холодный. Оба берега находятся на территории Чили.
С момента открытия и вплоть до начала судоходства через Панамский канал (в 1914 году) Магелланов пролив был самым надежным и безопасным путем из Атлантики в Тихий океан. А дальше все было бы вообще замечательно, ведь появились пароходы, которым ветер и встречное течение как-то до «фонаря», но тут прорыли канал, и все стало далеко не так радужно. Теперь, конечно, движение по проливу тоже осуществляется. Зачем стоять в очереди и платить значительные деньги американцам, обманом захватившим узкую полоску земли на Панамском перешейке и прорывшим там канал, особенно, если плыть-то надо на юг континента. Но все равно объемы перевозок через пролив значительно снизились.
Зато туристическим кораблям стало раздолье. Никто рядом не путается, горизонт не закрывает, воздух своими выхлопами не портит. А посмотреть там есть на что. Острова в проливе заселены морскими львами и магеллановыми пингвинами, потомство у которых появляется в разгар туристического сезона, а во время его пика в пролив заходят горбатые киты, все с той же целью — вывести потомство.
…Вот и мы прошли тем заветным путем. Прошли — это, конечно, только сказано, на самом деле нас провезли по проливу, и мы на все его великолепие смотрели с верхней палубы. А вот уж по городу Пунта-Аренас, главному порту, расположенному в проливе, нагулялись вволю. И на пингвинов нагляделись всласть, и морскими львами полюбовались. Обещанных китов только не увидели. Но с этим ничего поделать невозможно, видимо, гуляли они в это время где-то в другом месте.