Название прижилось, поскольку, хотя микроскопической площадь города, занимаемую этим «Микроцентром», назвать нельзя, она действительно небольшая, всего несколько квадратных километров. Это неудивительно, ведь еще в 1726 году в городе проживало всего 2 тысячи 200 человек, в 1800 году — 45 тысяч, а в конце XVIII века — не более 180 тысяч человек.
Сейчас же Буэнос-Айрес — один из крупнейших мегаполисов, входящих по численности населения в первую двадцатку в мире: 3 с лишним миллиона жителей непосредственно в городской черте и около 13 миллионов вместе с пригородами. Бурный прирост населения города связан с общим пиком эмиграции в Аргентину со всех концов света.
Истоки этого явления возникли, когда Испания в конце XVIII века предоставила Буэнос-Айресу право самостоятельно заниматься торговлей с другими странами, до этого эта функция была возложена на Лиму. Город сразу же стал центром по продаже крупного рогатого скота, и его буквально захлестнула волна эмиграции из Европы.
После обретения независимости, Аргентина очень быстро превратилась в одну из богатейших стран мира, а Буэнос-Айрес стал весьма привлекательным городом. Началось грандиозное строительство. Появились небоскребы, были построены такие известные сегодня сооружения, как здание Конгресса, театр Колон и многое другое. К сожалению, строить все это решили на небольшом пятачке и поступили как всегда. Вначале снесли все, стоящее там, а затем освободившее пространство застроили заново. Вот поэтому в Буэнос-Айресе не сохранилось никаких построек
Выйдя из Кафедрального собора, мы добрались до машины и по Майскому проспекту отправились к Дворцу Конгресса, находящемуся в другом конце. Длина этой магистрали, соединяющей президентский дворец с парламентом, всего около 1300 метров, действительно Микроцентр.
Величественное здание, напоминающее храмы времен Древнего Рима, своим фасадом выходит на Площадь Конгресса. Первое здание для размещения в нем Национального конгресса было построено на Майской площади в 1864 году рядом с домом правительства. Однако здание оказалось маловатым для работы в нем законодательных органов страны, и в 1897 году началось строительство из аргентинского гранита нового дворца.
Началом работы Конгресса в новом здании принято считать май 1906 года, хотя отдельные строительные и отделочные работы продолжались еще очень долго. Окончательная точка была поставлена после облицовки ротонды в 1930 году. Само здание, увенчанное огромным куполом, вес которого превышает 30 тысяч тонн, выполнено в стиле неоклассицизма. Восьмидесятиметровый купол, покрытый медью, со временем приобрел благородный зеленоватый цвет. Его венчает корона с химерами. Над парадным входом во Дворец расположен треугольный фронтон, опирающийся на шесть колонн коринфского ордера.
Четверка крылатых венецианских львов, расположенных по краям фронтона, охраняет герб страны, его венчающий. За фронтоном установлен главный флаг Аргентины. Под порывами ветра сине-белое полотнище иногда закрывает от обозрения украшенную орнаментами массивную платформу с установленной на ней бронзовой квадригой. Колесницу, высотой 8 метров и весом 20 тонн, везут 4 лошади, олицетворяющие триумф Республики.
Вниз от парадного входа во Дворец Конгресса сбегает широкая лестница, по сторонам которой находится еще одна четверка крылатых львов, подсвеченных сверху четырьмя массивными чугунными фонарями. С боков верхней площадки парадной лестницы двумя красивыми полукругами вниз спускаются широкие пандусы, обеспечивающие возможность движения по ним инвалидным коляскам, а в случае необходимости, и автотранспорту. Рядом с верхними точками пандусов установлены две мраморные скульптурные группы.
Во Дворце Национального конгресса работают обе палаты аргентинского парламента, при этом вход в Палату депутатов происходит с улицы Ривадавия, а Сената — с улицы Иригоена.
Практически от парадного входа во дворец Конгресса начинается огромная площадь со сквером посередине. На ней стоит очень большой памятник, с двумя бронзовыми женскими фигурами на постаменте. Одна с символической лавровой ветвью в правой руке олицетворяет Республику, а другая — Труд. Это монумент Двух Конгрессов — Ассамблеи XIII года и Тукуманского конгресса.
Если с одним из событий, в честь которых воздвигнут монумент, все ясно: речь идет об Ассамблее 1813 года, где была провозглашена независимость Объединенных областей Рио-де-ла-Плата (теперь это Аргентина, Уругвай и Боливия), и приняты основополагающие документы новой страны, то со вторым дело обстоит следующим образом. На Ассамблее XIII года было учреждено законодательное собрание Соединенных провинций Южной Америки, действующее в городе Тукумане. Конгрессом этого учредительного собрания в 1816 году была провозглашена независимость Аргентины, а в 1819 году принята конституция страны.
Монумент окружает красивый фонтан, олицетворяющий Ла-Плату. Фонтан украшен скульптурами детей, орлов и лошадей как символами мира. Вся скульптурная группа, часто называемая в народе памятником Республики, обнесена металлическим забором, препятствующим бездомным устраиваться там на ночь и стирать в фонтане свои вещи. Аргентинцы по этому поводу горько шутят: «Республика у нас находится за решеткой».
В 1907 году в Буэнос-Айресе находился Огюст Роден. Он лично отлил еще одного «Мыслителя» из той же бронзы, из которой изготовлена оригинальная скульптура, и подарил его городу. Теперь «Мыслитель» сидит в глубине площади Конгресса и задумчиво смотрит куда-то вдаль.
Неподалеку расположен знак «нулевого километра». Он был перенесен в 1944 году с площади Лоре и с тех пор от него отсчитывают свою длину все дороги Аргентины. Четырехгранный столб сориентирован по сторонам света. На северной его стороне изображена Богоматерь, на восточной — дата установки, на южной — карта Аргентины, на западной укреплена мемориальная доска в память Хосе де Сан-Мартина.