Вот мы и рванули. Для бешеной русской собаки и сто верст — не крюк. А тут… Всего-то 50 километров на северо-восток от столицы суверенной Латвии. И часа не прошло, как мы стояли у входа в государственное общество с ограниченной ответственностью — VSIA Bobsleja un kamaniņu trase «Sigulda». Да только… Не повезло нам. В тот день недели трасса не то что на прием посетителей, вообще закрыта была. И потому мы так только… Снаружи её посмотрели, поцокав восхищенно языками.
Посмотрели, посмотрели и уже собрались ложиться на обратный курс, как вдруг кому-то из нас бросился в глаза темно-коричневый информационный указатель (мол, во-он там есть достопримечательность, которой пренебрегать не стоит) с надписью латиницей: «Turaidas pils». Вот так мы и попали в Турайдский замок.
Замок, доминирующий среди живописного холмистого ландшафта поймы реки Гауи, расположен на месте, где когда-то, ещё в
Только через восемь лет, в 1214 г., по приказу Рижского архиепископа Альберта на месте сгоревшего замка ливов епископ Филипп Рацебургский заложил каменную крепость. Этим годом средневековые строители успели возвести жилую башню, так называемый бергфрид, сразу же за ней — крепостную стену и прямоугольное жилое здание.
Правда, если кто думает, что на этом всё и завершилось, то он серьезно заблуждается. Строительство замка и его усовершенствование практически непрерывно шли в течение
Но в 1776 г. году в замке случился страшный пожар, в результате которого он и выгорел. Почти полностью. И чуть менее двух веков Турайда простояла в развалинах. Только в 1953 году с восстановления Главной башни началась реконструкция.
Основные же работы в замке развернулись в 80-х годах прошлого века. В первую очередь реставраторами была восстановлена Южная башня, в которой размещалась резиденция рижского епископа. После чего её соединили с Западным корпусом. Ну, а затем были построены стены высотой около двух метров от Главной башни до центрального входа. В 1990-х частично восстановили стены (до 3 метров) восточного корпуса.
То, что удалось сделать реставраторам за эти несколько десятилетий, сегодня можно увидеть своими глазами.
Со стороны южного предзамка расположена небольшая прямоугольная привратная башня, перекрытая на уровне первого этажа двумя позднероманскими крестовыми сводами (ХIII-ХIV вв.).
В северо-восточной части замкового двора помещена его главная доминанта — грандиозная свободно стоящая круглая башня-донжон XIII в. (наружный диаметр — 13 м, толщина стен — 3 м, высота — 38 м). Вход в нее для лучшей защиты устроен на уровне третьего этажа, где находится перекрытый куполом единственный жилой покой с камином, носившим, вообще-то, вспомогательную роль. Основная же отводилась специальным печам — гипокаустам, принцип работы которых был известен ещё древним римлянам: нагреваемый в печах теплый воздух поднимался по специальным пустотам в кирпичной кладке и распространялся по стенам и под полами крепости, прекрасно обогревая помещения.
Остальные замковые постройки Турайды (помимо пятиэтажной главной башни-донжона) примыкают к пряслам обводной стены.
Восточная сторона замка была замкнута корпусом, решенным, возможно, в виде палаццо, а северная усилена круглыми башнями, предназначенными для ведения артиллерийского огня (эти постройки не сохранились). У западной стены, возведенной на рубеже XIV и XV вв., размещены двухэтажная хозяйственная постройка с наружной деревянной галереей и рядом с ней — полукруглая оборонная башня, сводчатый погреб которой и первый этаж использовались как склад (XV в.).
В общем, после того как мы облазили весь замок, по узкой (максимум полметра в ширину) каменной лестнице с низкими (до полутора метров) сводами поднялись на смотровую площадку башни-донжона и осмотрелись вокруг… Никто из нас уже не жалел, что не опробовал на себе сигулдскую бобслейную трассу. Уверен, и вы, если попадете в Турайду, не будете жалеть об этом. Турайдский замок стоит того, чтобы посмотреть этот образец исторического архитектурного наследия.