Этот дом был построен в начале 20 века. Когда-то здесь были сады и загородные дворы (улица Садовая, как-никак). Участок земли был приобретен и началась застройка. В период строительного бума главным заказчиком строителей и архитекторов стало богатое купечество. Особой популярностью пользовался тип многоквартирного доходного дома. Таковым стал и дом под номером 10.
Этот внушительный симпатичный дом в стиле модерн сразу стал известен как дом Пигита. Илья Пигит — богатый купец, из караимской общины, меценат. Он был владельцем табачной фабрики «Дукат» («Дуван + Катык» — караимские фамилии), которая и сейчас работает. Образ его тоже некоторым образом увековечен Булгаковым — только под фамилией Эльпит. Сам Пигит тоже проживал в своем доме. Кстати, о богатстве внутреннего убранства квартиры самого Пигита ходили легенды: якобы обои были из крокодиловой кожи, а подоконники — из яшмы.
Пигит подал на разрешение строительства. Первый вариант постройки зарубили из-за того, что нельзя было строить производственные помещения рядом с церковью священномученика Ермолая на Козьем болоте. Власти отказали наотрез — не богоугодное дело табачная фабрика рядом с церковью. Церковь потом все равно разрушили, а дом с балконами и эркерами — уже как жилой — все же построили (архитекторы Юдицкий и Милков). Один из корпусов был предназначен специально для мастерских. Таким образом, по большей части в этом доме всегда квартировала богема.
После революции дом Пигита стал одним из первых рабочих домов-коммун. Сам Пигит уехал или умер, но в доме остались проживать некоторые члены его семьи. Квартиры и студии превратились в коммуналки, здесь и началась коммунальная Москва, с квартирным вопросом, который навсегда «испортил москвичей»:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
(М. Булгаков)
В этом доме кто только не квартировал. В квартире 24 жил и работал художник Петр Кончаловский — дед нынешних кинорежиссеров Кончаловского и Михалкова. Здесь же часто бывал и работал Суриков. В квартире 38 жил знаменитый театральный художник Георгий Якулов. Его жена держала модный салон. Не могли здесь не бывать и «искусствоведы в штатском». В этой же квартире было создано не менее знаменитое творческое объединение «Бубновый валет». В ней же Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. В этой мастерской перебывало множество гостей: от Федора Шаляпина до маршала Жукова.
Здесь в одной из больших студий жил и стрелялся от несчастной любви миллионер-старообрядец Рябушинский (выжил, умер уже во Франции). А в квартире № 36 жили скульпторы династии Рукавишниковых. В этом же «бисовом» доме жила и Фанни Каплан перед покушением на Ленина — как раз у родственницы Пигита. Удивительно, но приютившие анархистку-террористку люди в тот раз не пострадали даже после ареста и расстрела Каплан. Возможно, потому что эсерка и каторжанка Анна Савельевна Пигит побывала в ссылке за подготовку покушения на самого Николая Второго… Расстреляна она была уже сильно позже — в 1938 году.
Так что дом приобрел некую славу изначально.
М. Булгаков приехал в Москву осенью 1921 г."без денег, без вещей". Что такое была Москва для приезжего в 20-ые годы? Нищета, голод, безработица, коммуналки.
«Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик». (Булгаков)
В Москве у писателя жила сестра с мужем. К ним он и отправился. М. Булгаков жил в двух квартирах этого дома, по большей части — в квартире 50.
«А жилищное товарищество на Большой Садовой в доме 10 хотело… нас выселить. Им просто денег нужно было, а денег у нас не было. И вот только несколько месяцев прошло, Михаил стал работать в газете, где заведовала Крупская, и она дала Михаилу бумажку, чтоб его прописали. Вот так мы там оказались». (Из воспоминаний Т. Лаппа, первой жены.)
Квартира 50 произвела сильное впечатление на М. Булгакова. Она — место действия не только «Мастера и Маргариты», но и других произведений: «Псалом», «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро», «Воспоминание». Соседей по коммуналке у него было 16 человек.
В квартире 34 жила некая Анна Горячева — прототип знаменитой вездесущей Аннушки. На кухне — главном поле битвы — шипели примусы, густел чад и выяснялись отношения. В гости Булгаков никого специально не звал.
«Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки».
Но гости все равно бывали:
«Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку». (К. Паустовский)
И туалет в нехорошей квартире не всегда работал:
Жаль, некоторых удобств нет
Например — испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
(Булгаков)
Обычное коммунальное житье-бытие. Главная проблема все-таки не в кухонном чаде и не в отсутствии ватерклозета, бывает, что тяжелыми проблемами становятся взаимоотношения между людьми:
«…Помню, что там не было покоя ни днем ни ночью. Многочисленные соседи варили самогон, ругались и часто дрались между собой». (Т. Лаппа)
В этой квартире исчезали люди, здесь люди и внезапно появлялись.
«Никанор Иванович открыл рот. Наличность какого-то иностранца, да еще с переводчиком, в этой квартире явилась для него совершеннейшим сюрпризом, и он потребовал объяснений… Пересчитав деньги, председатель получил от Коровьева паспорт иностранца для временной прописки, уложил его, и контракт, и деньги в портфель и, как-то не удержавшись, стыдливо попросил контрамарочку». (Булгаков. «Мастер и Маргарита»).
Именно здесь поселилась свита Сатаны. Потусторонний мир постоянно пересекался и прекрасно уживался с реальным московским миром. В эту квартиру Булгаков поместил преисподнюю. Но преисподняя — она ведь тоже в глазах смотрящего, в душе переживающего, в иронии иронизирующего:
«Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре N 50, не удивишь ничем…». (Булгаков)
Теперь на официальном доме номер 10 на Большой Садовой висит табличка, что он же — знаменитый несуществующий номер 302-бис. Пока это единственный музей Михаила Булгакова. Сам тот дом стал героем многих произведений. Удивительно много народу, который толкается, улыбается, пьет кофе и фотографируется.
В музее часто проходят концерты: Булгаков очень любил и великолепно знал музыку. Часто представляет свои спектакли театр «КомедиантЪ».
Подумаешь, московская коммуналка 20-х годов 20 века, вы еще не видели питерских коммуналок конца 20 века. Вы еще настоящих нехороших квартир не видели (это я в сторону бурчу). Не случайно как вариант иногда указывается Толстовский дом в Петербурге. А мы продолжим прогулку по