Впрочем,
В наших магазинах мате (можно встретить написание «матэ») теперь легко найти. Наверное, спрос появился и предложение за собой потянул — закон рынка.
Кстати, в Аргентине мате — не обычный повседневный напиток, который употребляют, когда жажда одолевает. Скорее это всенародная страсть, и пьют его повсеместно, как только полчасика времени свободного образуется да компания вокруг подходящая найдется.
Когда ты видишь аргентинца с сумкой в руках, можно быть уверенным, что там лежит термос с горячей водой и все необходимое для приготовления мате. Аргентинцы не упускают ни малейшей возможности, чтобы насладиться этим напитком.
Представьте себе, едем мы в экскурсионном автобусе познакомиться с жизнью магеллановых пингвинов в их естественной среде обитания. Гид, доведя до нас вялым, почти безжизненным голосом скупую информацию о том месте, куда направляется автобус, достает термос, сосуд для приготовления чая, заваривает его, отпивает пару глотков и передает водителю. И вот только после того, как чай был выпит, она словно ожив, быстро, четко, а главное, с душой, рассказала нам и о пингвинах, и о пампасах, и еще много о чем.
Итак, что же такое чай мате и откуда он взялся? Корни этой истории уходят в глубокое прошлое, поскольку этот напиток индейцы пили уже в седьмом тысячелетии до нашей эры. «Мате» его назвали не сразу. На самом деле «мате» на языке индейцев кечуа называется сосуд, в котором напиток готовят и из которого его пьют. Делают этот сосуд из тыквы-горлянки, которую у нас называют «калабас», что в переводе с испанского и означает «тыква».
По составу микроэлементов и витаминов мате напоминает привычный нам чайный напиток, но это все, что их роднит. Обработка листьев другая: их просто измельчают и сушат. Без всякой ферментации, не нужна она для падуба, что и делает первую заварку горьковатой. И заваривают «мате» только в «калабасе», и пьют только через «бомбилью», специальную трубочку с мундштуком с одной стороны и ситечком с другой.
Заваривать мате — это целое искусство. Все начинается с того, что сухую заварку заливают небольшим количеством холодной воды и выдерживают небольшое время, чтобы она напиталась влагой и разбухла, превратившись в густую зеленую кашу. После этого можно уже и горячей водички добавить, правда, вначале надо бомбилью в самую гущу поместить, стараясь ей массу не мешать.
Вот и все, можно пить, и делать это лучше всего с самого дна, постепенно добавляя горячей воды, до тех пор, пока мате еще заваривается. При этом вода для заварки должна быть не горячее 80 градусов, и это неукоснительно соблюдается.
Пьют мате аргентинцы по очереди, пуская калабас по кругу, совсем как индейцы делали это с трубкой мира. Бомбилья по очереди попадает в рот всем, кто принимает участие в чаепитии, и вы знаете, никто не брезгует, а все получают истинное удовольствие от процесса.
Что же такое напиток мате по своему составу? В нем полно алкалоидов, в том числе есть кофеин, который до сих пор в тех краях даже называют матеином, а также теобромин и теофиллин. Кроме того, в мате обнаружено 196 витаминов и минералов в активной, то есть легкоусвояемой, форме, в том числе витамины А, В, С, Е и Р, а из микроэлементов, помимо широко распространенных, интерес вызывают сера, магний, марганец, медь и много чего еще.
Мате, по литературным данным, положительно воздействует на организм при неврозах и депрессиях, улучшая настроение и повышая активность, одновременно подавляя чувство тревоги, суетливость, эмоциональную неуравновешенность и нервозность, что связывается со снижением выделения адреналина. Употребление мате улучшает сон, делая его более глубоким и спокойным.
У индейцев Южной Америки есть легенда о появлении мате…
В незапамятные времена бог Пайа Шаруме в образе светлокожего и синеглазого человека путешествовал по земле. Однажды ночь застала его в густом лесу, неподалеку от небольшой хижины. Ее хозяева, древний старец с красавицей дочерью, приютили незнакомца и поделились с ним своим скудным ужином. Утром бог поинтересовался, почему хозяева живут в такой глуши. Услышав в ответ, что отец боится, что злые люди могут осквернить красоту его дочери, бог заявил:
— Твоя дочь действительно божественно красива, но надо чтобы это видели все, — и превратил девушку в растение, листья которого наделил волшебными свойствами, а отвар из которых полюбил весь мир.
Казалось бы, легенда как легенда. Благодарность, конечно, оригинальна — превратить красавицу в дерево, ну это их дела. Удивляет другое, откуда в древности индейцы узнали о светлокожих и голубоглазых людях?
Все с будущим чаем мате было замечательно до тех пор, пока светлокожие и голубоглазые люди не появились на континенте. Иезуиты в своем порыве обратить в истинную веру аборигенов первым делом запретили употребление мате, называя его дьявольским и греховным, а падуб парагвайский даже обозвали «сатанинской травой».
Однако не менее верующие, чем иезуиты, но обладающие значительно большей разумностью испанские переселенцы быстро разобрались, что удивительный напиток придает силы и избавляет от страшнейшей болезни тех времен — цинги. Иезуиты быстренько перестроились, мате реабилитировали, но весь рынок по реализации мате подмяли под себя и начали поставлять его в Европу с этикеткой «Настой иезуита». В общем, все как всегда.
Шли века, индейцев благополучно изничтожили и о волшебном напитке так же благополучно подзабыли. Революции, понимаешь, борьба за свободу угнетенного народа, разве есть дело до какого-то там напитка, который одни только гаучо распивают в своих скитаниях по безбрежной пампе.
Так продолжалось до первой трети ХХ столетия, пока ученые не раскопали всю эту историю. И чаепитие мате стало воистину священным ритуалом и таинством, в котором нет места спешке и беспокойству. Ведь чтобы в полной мере насладиться чаем мате, всего-то и требуется хорошая дружеская компания и немного времени.