Путешествие в Аргентину. Как появилось аргентинское вино?

Реклама
Грандмастер

Конкистадоры вывозили из Нового Света в трюмах своих кораблей не одно только золото инков, в Европу следовало множество неизвестных до того ягодных, овощных и технических культур, что облагодетельствовало европейцев, в том числе и нас с вами. Справедливости ради следует отметить, что и европейцам удалось несколько разнообразить стол жителей Нового Света, ведь пшеница с рисом и другими зерновыми культурами попала туда из Европы.

Первые лозы винограда попали за океан тоже во времена пиратов Карибского моря. Тогда и появились в благодатном аргентинском климате собственные виноградники с винокурнями. Отметим, что произошло это не сразу, ведь лозы, привезенные первыми конквистадорами, погибли все до одной. Через сотню лет в Аргентину для приобщения к христианству американских дикарей прибыли монахи-иезуиты, которые и начали развивать местное виноградарство.

Первый виноградник появился в провинции Мендоса в 1556 году. Тогда же было налажено производство самого дешевого и крепкого виноградного вина. Иезуиты полагали, что именно такой напиток требовался им в их богоугодных делах.

Как постепенное смешение десятков народов привело к созданию новых наций со своей присущей только им культурой, так и в виноградарстве случилась небольшая своеобразная революция. Дело в том, что из Европы в Южную Америку было привезены любимые сорта винограда не только испанцев и португальцев, но и французов с итальянцами, швейцарцами, англичанами, да и представителями прочих виноградарских стран. Лучшее от каждой страны в новых климатических и агротехнических условиях позволило не только улучшить широко известные сорта винограда, но и создать новые эклектические виды.

Реклама

Мальбек, завезенный в страну в 1852 году, вскоре стал одним из самых известных винных сортов винограда на континенте. По мнению специалистов, аргентинский Мальбек во многом превосходит оригинальный французский сорт по вкусовым качествам. Мускатный сорт Торронтес также приобрел новые вкусовые и ароматические отличия от своего предшественника. В течение нескольких последних лет вина, произведенные из этих двух аргентинских сортов винограда, значительно потеснили на наградных подиумах своих соперников, созданных из виноградных сортов-родоначальников.

Почему же это произошло лишь в последние несколько десятков лет? Где же были вина далекого континента на протяжении прошедших веков? Неужто их не производили вообще? Конечно, производили. Причем в огромном количестве. Но это были не те новые элитные вина, которые сейчас удостаиваются высочайших наград на разнообразных международных смотрах и конкурсах, это были ординарные низкосортные вина. В то время виноделы исповедовали принцип: главное — количество, качество подождет. Неумолимая статистика свидетельствует: в начале 20-го столетия Аргентина твердо держала первое место в мире по подушевому потреблению вина — 90 литров в год. Сравнение с Францией (62 литра) и Италией (54 литра) впечатляет.

Реклама

Изменения начались в 1976 году благодаря появлению в Аргентине иностранных инвесторов, вложивших значительные средства в полную реконструкцию винодельческой промышленности страны и способствовавших выходу аргентинских вин на мировой рынок. Период модернизации далеко еще не завершен, из 824 винодельческих заводов, официально зарегистрированных в стране, продукцию, соответствующую мировому уровню, выпускает около 40 предприятий, да и высококачественные сорта винограда выращиваются не более чем на 50 тысячах гектаров, то есть около 25% посевных площадей.

Наиболее сложные проблемы для виноградарства создает непредсказуемый аргентинский климат. Большинство плантаций элитного винограда располагаются в предгорьях Анд, протянувшихся с севера на юг континента непреодолимой преградой для губительных тихоокеанских ветров. Но есть еще ветер с Атлантики, называемый «зонда». Ветер очень жаркий, буквально все иссушающий, наиболее рьяно проявляющийся в период цветения винограда. К тому же в предгорьях всегда не хватает воды, ведь осадков зачастую не бывает в течение семи-восьми месяцев. Недостаток влаги препятствует, конечно, развитию такой страшной для винограда напасти, как филлоксера, но и лозе сладко не приходится, она тоже гибнет.

Реклама

На помощь пришли ирригаторы. В горах были построены гигантские искусственные озера, куда впадают горные реки и от которых на сотни километров тянутся каналы к виноградникам. Достаточно приоткрыть задвижку, и вода в нужный момент устремляется вниз, чтобы через систему капельного полива добраться до каждого растения. Контролируя полив, специалисты-виноградари умудряются замедлить созревание, что придает ягодам дополнительный аромат. С помощью специальных сеток, натянутых над виноградниками, удалось справиться и еще с одной губительной для винограда проблемой — летним градом, который в буквальном смысле сносит все на своем пути.

Усиливая контроль за качеством производимого в стране винограда, власти предприняли беспрецедентные меры. На дорогах стоят полицейские посты, выполняющие своеобразные «таможенные» функции. Хотя по аргентинским законам из провинции в провинцию можно без разрешения ездить на легковых машинах, водители обязаны предоставить списки всех людей, находящихся в автомобиле, с их паспортными данными. Грузовой же транспорт может передвигаться по стране только при наличии специального разрешения полиции. Это помогает предотвратить внутреннюю контрабанду виноматериалов и фальсификацию элитного вина.

Реклама

При перевозке снятого винограда не теряется ни одной капли сока, поскольку кузова грузовиков покрыты специальными пленочными материалами. Такого нет ни в одной стране мира. Казалось бы, пустяк, но ведь созревший виноград очень нежен и легко лопается, а сок в отсутствие пленочного покрытия может беспрепятственно «убежать» на дорогу. Это позволило существенно увеличить выпуск качественных виноматериалов. В целях максимальной экономии все отходы переработки винограда — кожура, косточки и веточки — перерабатываются в удобрения.

Строжайший государственный контроль на всех этапах производства вина позволил вывести Аргентину на пятое место, составляя при этом конкуренцию ведущим европейским странам.

Эксперты сходятся во мнении, что в скором времени южноамериканские страны захватят весь мировой винный рынок, и лидером в этом будет Аргентина.

Реклама