Он почти повсеместно: в Европе (кроме северной), в странах всего средиземноморского бассейна, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В других частях нашего огромного мира с подобным сталкиваешься нечасто, а в некоторых странах этот жест может расцениваться как крайняя бестактность, если не оскорбление. Впрочем, и в этих странах существуют самые разнообразные диаспоры. Но это не значит, что все свои «коды»
Видов поцелуев в щеку множество: где-то щеками соприкасаются только родственники, где-то друзья, а где-то могут «чмокнуть» и просто знакомого. Могут прикоснуться щекой и поцеловать воздух, а могут поцеловать прямо в щеку. В каких-то странах это повсеместное явление — независимо от степени родства или знакомства и половой принадлежности.
Как вариант приветствия у всех еще в памяти…
Братский коммунистический поцелуй
Мы смеялись, а зря. Теперь те самые поцелуи вошли в историю. В страстных поцелуях руководителей бывших социалистических стран нет ничего скабрезного. Это не было даже причудой. Ведь столь привычный нам
Тот поцелуй был символом особой связи, как бы соединяющей государственных деятелей стран Восточного блока. Причем кремленологи внимательно изучали степень крепости объятий и жаркости поцелуев, делая серьезные выводы об усилении или охлаждении отношений между странами. При этом кремлевский поцелуй мог служить обманкой, быть дезинформацией: несмотря на разногласия мы все равно обнимемся и расцелуемся, чтобы обмануть общего врага и не дать пищу для кривотолков для своих граждан.
Кстати, братский поцелуй возник тоже не на пустом месте. Жизнь деятелей всех Интернационалов до революции была бурной и полна опасностей. Соответственно, встречи были радостными.
Но тут нужно помнить, что вообще поцелуй — явление очень древнее, теряющееся в тысячелетиях. Поцелуй неоднократно упоминается в Библии в разнообразном контексте (знак дани, подчинения, примирения, прощания, приветствия, смиренной благодарности, умиления, радости, любви, в том числе — чувственной).
Представители рода человеческого что-нибудь да целовали всю историю своего существования — и землю (интересно, вот это «Я готов целовать песок,/ По которому ты ходила» — отголосок чего-то древнего или просто в рифму пришлось?), целовали предметы культа и друг друга. При этом на каком-то подсознательном уровне все понимают разницу между поцелуем руки (причем все очень четко — рука ли это мужчины, или женщины, в понимании этого социального жеста просто невозможно ошибиться), или поцелуем в лоб и так далее. А вот поцелуй в щеку — он более общий и выражает целый комплекс чувств.
В православной традиции троекратное целование — и вовсе часть ритуала. Так что наши государственные мужи-атеисты вполне себе по-христиански целовались. Троекратно, чередуя щеки, пламенно. И все мы вполне можем отличить этот наш поцелуй от тех легких, которыми и сейчас могут обменяться уже западные европейские лидеры в официальных церемониях.
Хуже всего, когда в поцелуе обнаруживается коварство и предательство. Есть и соответствующая идиома родом из Евангелия…
Поцелуй Иуды
Он навсегда останется символом предательства. Евангелисты (кроме Иоанна) описали эту сцену и последующие за ней события. Сам образ предательского поцелуя настолько сильный, что сразу же занял свою культурную нишу, достаточно вспомнить, какое количество картин было написано на этот сюжет.
Наверное, сила, заложенная в этом образе, не случайная. Наука считает, что поцелуи встречаются и в мире животных (особенно, у обезьян). Многие из нас знают, что и домашние животные вполне в состоянии ластиться. Мой кот был очень не прочь потереться своей щекой о мою.
А вот предательство — это нечто из серии особенностей человеческой психики. Именно поэтому «иудин поцелуй» останется вечным образом в литературе и искусстве. Выразить общепринятым способом почтение и симпатию, уже зная, что предал — так умеют делать только люди. Но все же нечасто — иначе образ был бы не так долговечен и силен по воздействию. А мы, люди, просто продолжаем выражать симпатию таким образом, без всякой задней мысли.
В России, говорят, существовал когда-то и совсем «светский» обряд…
Поцелуйный обряд
Такой обряд чествования существовал в России в XVII веке. Жена или дочь зажиточного хозяина подносила кубок гостям, те ее целовали в щечку. То ли заимствованный обряд, привнесенный откуда-то, то ли исконный, от каких-то древних дохристианских еще обычаев — неизвестно.
Сейчас мы в России способны расцеловаться друг с другом, как в половине земного шара. Такой же социальный жест можно наблюдать в разных странах или частях этих разных стран. В Южных европейских странах — это норма, а в северных — уже под вопросом. Во франкоговорящей Канаде (Квебек) — это норма, а в англоговорящей — не всегда. В арабских странах Ближнего Востока это может быть нормой (но не между мужчинами и женщинами). В Латинской Америке — все зависит от региона.
Но какое бы ни было разнообразие поцелуев в щеку (от одного до четырех, с объятием или нет, в щеку или в воздух) — они все так или иначе рассматриваются как знак радушия. А вот шараханье от поцелуя, отказ подставлять щеку «в хорошем смысле» — явно оскорбительный ответ. Как минимум, потребуется объяснение, хотя бы «я простужен».
Остаются страны, где этот социальный жест неприемлем вообще. Это буддийские страны или страны, где исповедуется индуизм. Вся Южная Азия и Дальний Восток, за малым исключением. Скорей всего, в крупных городах, особенно среди учащейся молодежи, уже вполне в ходу и целовальный ритуал. Но все же традиции там подразумевают другой жест, другой способ выражения симпатии-почтения-приветствия.
Анджали-мудра. На самом деле тоже всем знакомый жест: скрещиваются ладони на уровне груди, у сердечной, так сказать, чакры, сжатые пальцы чуть наклоняются к себе. Одновременно — небольшой поклон. Анджали появилась более 4000 лет назад и до сих пор является основным выражением приветствия и почтения. Практикующие йогу знают это жест как составной в некоторых асанах.
Но как бы мы ни приветствовали друг друга — пусть это всегда будет искренне и радостно.