По дороге в Загорск. Прогуляемся по Сергиеву Посаду?

Реклама

О чем в России можно кричать в петлистое ухо шофера? Нет, не обязательно «я спешу», а скорее «мне некуда больше спешить».

Эрнест Лисснер «Троице-Сергиева лавра»

Тысячи раз мимо. Ярославское шоссе — огромный кусок истории России. Есть и железная дорога, построена Саввой Морозовым (памятник ему на Привокзальной площади). Но летом — именно что «я спешу», а зимой и осенью почему-то боязно, а вдруг настигнет это странное ощущение «мне некуда больше спешить». Это всегда вопрос личного выбора. Но тем не менее — прогуляемся.

Реклама

По дороге в Загорск понимаешь невольно, что время —
Не кафтан, и судьбы не дано никому перешить.
То ли водка сладка, то ли сделалось горьким вранье.

Коли осень для бедного сердца плохая опора.
И слова из романса «Мне некуда больше спешить»
Так и хочется крикнуть в петлистое ухо шофера.

В начале XX века в России появился знаменитый романс «Ямщик, не гони лошадей». Его история — отдельная тема (запрещен-разрешен-популярен, все довольно типично). Этот романс был «ответом» на другой романс — «Гони, ямщик».

В конце ХХ века появился романс «По дороге в Загорск», где упоминается предыдущий романс. Тоже в некотором роде — как ответ. Замечательный (и, как всегда, недооцененный) поэт Евгений Блажеевский написал цикл сонетов, к ним появилась музыка, и сейчас с удовольствием поют и этот романс. А «гнать» или «не гнать» — так и останется вечным вопросом.

Реклама

Итак, Загорск — это советское название знаменитого Сергиева Посада, исторического города в Подмосковье. Там находится Троице-Сергиева лавра, внесенная ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия. В этом же городе была впервые сделана русская матрешка.

Реклама

В 1340-х годах … братьями Варфоломеем (в монашестве Сергий) и Стефаном была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы.

Так и образовался Троице-Сергиев монастырь. В 1380 году князь Дмитрий Донской получил там от Сергия Радонежского благословение перед битвой на Куликовом поле с войском Мамая. Было или не было — но считается так. Знаменитые Пересвет и Ослябя — тоже из Троице-Сергиева монастыря: эти монахи, причисленные к лику святых, и погибли на Куликовом поле (по поводу Осляби есть разночтения).

Реклама

Скоро хан Едигей сжег монастырь, но он отстроился заново. В монастыре был написан памятник древнерусской литературы «Житие преподобного Сергия Радонежского». Андрей Рублев написал для храма свою всемирно знаменитую «Троицу». Там крестили Ивана Грозного. Кстати, младенцем там был тайно крещен уже в ХХ веке и отец Александр Мень.

Этот кусок Ярославского шоссе интересен тем, что ни французы, ни немцы сюда не доходили. А вот поляки прошлись. В период Смутного времени 16 месяцев монастырь был в осаде — и продержался.

Реклама

В монастыре получила убежище царевна Софья, там же укрывался Петр Первый. При Елизавете в монастыре появляется духовная семинария, ныне — Московская Духовная академия.

В советское время сначала была артель, затем музей. Огромную работу в сохранении культурного наследия Троице-Сергиевой Лавры сыграл художник Владимир Дервиз. Он был женат на двоюродной сестре Валентина Серова («Девушка освещенная солнцем» в Третьяковской галерее — это ее сестра). Там, если продолжать, тоже удивительный род, включающий и лауреата Нобелевской премии по микробиологии Андре Львова. А муж дочери Дервиза — знаменитый художник Владимир Фаворский. Многое Дервизу удалось отстоять в Лавре, чудом не был арестован. Сразу после войны была воссоздана Духовная академия, начались большие реставрационные работы.

Реклама

В Лавре хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского, преподобного Максима Грека, захоронены Борис Годунов, Трубецкие, Оболенские, Одоевские и многие другие представители российской знати. Там находится усыпальница первого православного епископа Северной Америки Иннокентия Аляскинского. Рядом в Гефсиманско-Черниговском скиту находятся могилы русских философов Константина Леонтьева и Василия Розанова.

Реклама

Но Сергиев Посад — не только некий духовный центр. Это еще и город. Там жили и творили художники и поэты, всех перечислить невозможно. Не знаю, как сейчас, но довольно долго в Сергиево-Посадском районе проходили два ежегодных фестиваля, посвященных поэту Виктору Бокову (вряд ли кто не вспомнит песни на его стихи — «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет молодой моряк»).

Реклама

Ну и, конечно, матрешка. Знаменитая Загорская матрешка.

Жена уже другого промышленника, другого Саввы, Саввы Мамонтова, привезла с острова Хонсю фигурку японского бога счастья Фукурокудзю. Идея резной куклы «с вложением» понравилась художнику Сергею Малютину. Первая Матерь-матрешка была вырезана умельцем-токарем из Сергиева Посада В. Звёздочкиным. Не случайно в Сергиевом Посаде действует Музей игрушки. Не последнее место в описании города — сходить туда явно не помешает.

По дороге в Загорск понимаешь невольно, что время
Не песочно-стеклянный бессмысленный катамаран.
Сокращаются сроки, беднеет на волосы темя,
А в глазах, как и прежде, ночует весенний дурман.

По дороге в Загорск понимаешь невольно, что осень

Реклама

Растеряла июньскую удаль и августа пышную власть,
Что дороги больны, что темнеет не в десять, а в восемь,
Что тоскуют поля и судьба не совсем удалась.

Тысячи раз мимо. Пару раз — бегом. Но может быть, получится как-нибудь летом прогуляться и «не спеша», и без того самого «песенного надрыва». Просто с обычным человеческим любопытством. И оставив в покое до поры до времени петлистое ухо шофера.

Реклама